развития, ему приходится переадаптироваться к требованиям внешнего мира или к состоянию
отгороженности от многих сфер жизни. Индивидуум с психосоматическим заболеванием реагирует на
трудности в социальной, профессиональной, личной ситуации бегством в ложную идентичность. Таким
образом он стремится уйти от реального, актуального вопроса «кто я?», заменяя его симптомо-
ориентированным вопросом «что со мной, чем я страдаю?». Другими словами, вопрос о его
собственной идентичности заменяется вопросом о симптоме, который представляет
интернализованный образ матери раннего детства, поскольку она была способна реагировать по-
матерински только тогда, когда ребенок был болен.
Наряду с исследованиями Чикагского психоаналитического института, завершившимися
выделением группы специфических психосоматических заболеваний, существует и другая точка зрения,
согласно которой психосоматическая медицина рассматривается как личностно-ориентированный
подход ко всем заболеваниям. В книге «Психосоматическая медицина» (1943) Вейс, Инглиш (Weiss E.,
English О. S.) писали: «Близок день, когда окончательно исчезнут в диагностике выражения "или или"
функциональное или органическое, а на смену им придут "как много того или другого",
эмоционального или соматического. Такова истинная психосоматическая концепция в медицине».
_Э_
ЭГО-АНАЛИЗ А. ФРЕЙД. Ранний психоанализ преимущественно был сосредоточен на
психологии Ид (Оно), связанных с ним конфликтах и в меньшей мере касался Эго («Я») как части
личности, ее самости (self). Разработка представления о защитных механизмах способствовала
смещению фокуса психоаналитических исследований. В 1939 г. Хартманн (Hartmann H.) опубликовал
статью под названием «Эго-психология и проблема адаптации», в которой проводилась мысль о том,
что адаптивная психология может опираться лишь на решающую роль в функционировании личности
«Я», которое должно занять место Оно. У Хартманна «Я» становится центральной инстанцией.
Дочь Фрейда (Freud S.) А. Фрейд (Freud А.) в своей работе «Эго и механизмы защиты» (1936)
обратила внимание на то, что теория психоанализа длительное время неправомерно признавалась и
понималась лишь как психология бессознательного, и это определение «немедленно утрачивало
претензии на точность, как только его применяли к психоаналитической терапии».
Психотерапевтический метод, по мнению А. Фрейд, с самого начала и до конца имеет дело с «Я»
и его отклонениями, в то время как рассмотрение и исследование бессознательного является лишь
средством для достижения конечной цели. Последняя при аналитической терапии также
непосредственно связана с «Я» и заключается в коррекции отклонений и восстановлении целостности
«Я». Эти разработки сделали психоаналитическую теорию более открытой для психосоциальных
исследований и имели своей целью повышение требований к психоанализу как общей психологии
человека.
Центром исследований А. Фрейд стало «Я» субъекта как опосредующее звено, через которое
можно уточнить и расширить значение 2 других образований личности: Оно и Сверх-«Я». Воссоздание
сложной картины взаимосвязей всех уровней личности обеспечивается уникальной способностью «Я» к
самонаблюдению. Если отношения между «Я» и Оно благоприятны, то инстинктивные импульсы
беспрепятственно прокладывают себе дорогу наверх, а «Я» лишь выполняет функцию наблюдателя, не
вмешиваясь в сам процесс и не искажая его. При конфликтных отношениях между этими образованиями
процесс взаимосвязей между ними отражается «Я» гораздо менее определенно. Эти соотношения
наиболее ценны для психоанализа, так как отражают взаимодействия, обусловленные защитными
мерами со стороны «Я». На рассмотрение и ретроспективную реконструкцию защитных механизмов и
направлен Э.-а. А. Ф. Существенное место в исследованиях А. Фрейд отводится особенностям
приспособления детей к требованиям внешнего мира. Ею были отмечены определенные параллели
между защитными мерами «Я» против внешней и внутренней опасности. Вытеснение, например,
освобождает от инстинктивных производных. Отрицание способствует «уничтожению» угрожающих
стимулов окружения. Защитный механизм формирования реакции предохраняет «Я» от
воспроизведения вытесненных импульсов, а фантазии, в которые включена реальность, обеспечивают
|