Navigation bar
  Print document Start Previous page
 758 of 825 
Next page End  

защиту от воздействия извне. Торможение импульсов сходно с запретами, благодаря которым личность
избегает неприятностей, исходящих из внешнего мира. Интеллектуализация инстинктивных импульсов
аналогична, по мнению А. Фрейд, настороженности «Я» по отношению к внешним опасностям.
Остальные защитные действия заключаются в самих побудительных стремлениях и, с точки зрения
автора, подобны действиям «Я», направленным на реконструкцию внешних условий. А. Фрейд
полагала, что аналитическая терапия детей ставит такие ситуационные проблемы, которые имеют очень
мало общего с практикой лечения взрослых. Многие работы А. Фрейд посвящены пониманию и
преодолению конфликтов у детей.
ЭГО-АНАЛИЗ КЛЯЙН. Вариант психоаналитической психотерапии,
отражающий
модификации ее теоретических концепций и техники применения и стремящийся к «расширению Эго».
Теоретические взгляды Кляйн (Klein M.) наиболее близки к психологии объектных отношений
(см. Неопсихоанализ). Кляйн использовала идеи Фрейда (Freud S.) об объектах, вине, тревоге, фантазиях,
инстинкте смерти и переработала их в теорию ранней агрессивности. Она вновь подчеркнула важность
изучения этапа раннего развития, а также открыла возможность психоаналитической работы с
больными психозами. Игровая техника, которую она разработала для лечения детей, выявила богатый
внутренний мир ребенка, населенный фантастическими объектами и людьми. Кляйн описала базисные
бессознательные фантазии, тревоги и защитные механизмы. Ее понимание ранних базисных механизмов
открыло ученикам и сотрудникам (Segal H., 1986) путь для анализа пограничных случаев и больных
психозами. Кляйн установила, что при лечении детей аналитику передается отношение пациента не к
реальным родителям, а к интернализованным фантазийным фигурам, внутренним родителям. Исходя из
этого, она подчеркивала важность ранних интернализованных объектных отношений при нормальном и
патологическом развитии детей и взрослых. Она верила, что образование Супер-Эго начинается
намного раньше, чем обычно думают, и что агрессивные побуждения приводят к констелляциям,
описанным как параноидно-шизоидная и депрессивная позиции, а также к маниакальной защите против
тревоги. Эти две позиции представляют собой концептуальное развитие фиксированных
онтогенетических моделей инстинктивных фаз Фрейда. Кляйн заменила концепцию стадий на
концепцию, согласно которой объектные отношения и вышеуказанные позиции приводят к
смешиванию влечений, защитных механизмов и отношений к объектам, выраженным в аффективно
окрашенном поведении. Поскольку параноидно-шизоидная и депрессивная позиции могут
рассматриваться как фазы развития, термин «позиция» подчеркивает, что описываемые феномены
являются не просто проявлением текущей стадии, а скорее специфической формой объектных
отношений, тревог и защитных механизмов, которые существуют на протяжении всей жизни.
Депрессивная позиция никогда полностью не замещает параноидно-шизоидную; достигнутая
интеграция никогда не бывает полной, и защита против депрессивного конфликта приводит к регрессии
до параноидно-шизоидной позиции; таким образом, индивид все время может колебаться между этими
двумя позициями (Segal H., 1973). Формулировки Кляйн критиковались, так как, будучи выраженными в
теоретических терминах, они в действительности смешивают клинические идеи с теоретическими.
Особые возражения встретило предположение Кляйн о том, что в отношении негативного переноса и
агрессивно-деструктивных побуждений пациента, как ребенка, так и взрослого, можно и следует
предпринимать действия немедленно после их проявлений, не подвергая риску развитие
терапевтического союза. Полемика затрагивала также вопросы: о врожденном инстинкте смерти; об
обширных врожденных знаниях, относящихся к неонатальному периоду; о преувеличении значения
интрапсихического развития в течение первого года жизни при относительном пренебрежении к более
позднему развитию Эго и Супер-Эго; о технических приемах, используемых при всех уровнях патологии
и фокусирующихся почти исключительно на переносе, в то время как реальности придается
минимальное значение; о поспешных и глубинных интерпретациях бессознательных фантазий при
игнорировании анализа характера; о том, что игра ребенка может считаться эквивалентом свободных
ассоциаций взрослого пациента.
Идеи Кляйн в значительной степени соответствовали тому, что развивал Джонс (Jones E.),
особенно идея о важности прегенитальной и врожденной детерминант в противоположность
стрессогенному влиянию среды, раннему развитию женской сексуальности, а также роли агрессии при
тревоге. Согласно Кляйн, либидинозный объект является хорошим или плохим (в общем смысле),
Hosted by uCoz