однако эта оценка окончательно за ним не закрепляется. Если хороший объект находится вовне и
ребенок, чтобы овладеть им, стремится к внешнему миру, отодвигая на задний план все остальное,
например собственное тело, выступающее в таком случае в качестве плохого объекта, то возникает
невротизирующая ситуация. Если же хороший объект локализуется внутри и именно здесь ребенок
пытается его найти, наблюдается психотическое бегство от действительности, разрыв с реальностью.
Всякое же страдание взрослого, с точки зрения Кляйн, является повторением тех «безмерных»
страданий, через которые прошел ребенок, безмерных потому, что ребенком вновь переживается вся
история цивилизации.
Кляйн оказала влияние на практику детского психоанализа. Она ввела элементы игры в широком
смысле слова (рисование, моделирование, конструирование, изготовление различных поделок) и
использовала их для создания переноса. Она считала, что ребенок слишком рано начинает испытывать
на себе сильное давление со стороны Супер-Эго, которое нужно ослабить, чтобы помочь ребенку
выдержать его. Агрессивность, фантазии, добро и зло создают особый мир детского воображения,
решительно опровергающий мифические представления о невинном ребенке. По мнению Кляйн,
психоанализ детей должен иметь адаптивную, педагогическую направленность либо приносить
успокоение и освобождение от страхов. В отношении взрослых пациентов Кляйн считала, что ее метод
лечения гораздо ближе к модели Фрейда, чем к модели Эго-психологов. Возможно, по этой причине она
так и не оставила законченного описания своих технических приемов, и ее ссылки на них рассеяны в
клинических материалах и сосредоточены лишь в одной книге за 1961 г. Более подробно об этом
сообщают ее последователи, в частности Сегал, которая в 1964 г. дала общее описание концепций
Кляйн и представила клинический материал, иллюстрирующий ее методические подходы, а в 1967 г.
опубликовала заключение о методике Кляйн. Психоаналитики этого направления строго
придерживаются классической психоаналитической обстановки и работают с материалом пациентов
исключительно посредством интерпретаций, по большей части интерпретаций переноса. В отличие
от Эго-психологического подхода, подчеркивающего важность как поверхностной, так и глубинной
интерпретации материала, как анализа защитных форм, так и анализа содержания, последователи Кляйн
говорят о важности рассмотрения бессознательных интрапсихических конфликтов на уровне самой
глубокой активирующей тревоги пациента в данный момент. Интерпретация с учетом максимальной
бессознательной тревоги пациента означает очень раннюю интерпретацию глубинного
бессознательного материала. На практике это интерпретация примитивных фантазий и защитных форм,
относящихся к двум ранним позициям развития с самого начала лечения. Из взглядов Кляйн следует,
что все тревожные ситуации, через которые проходит ребенок, вызовут реактивацию тревоги
преследующего и депрессивного содержания, поскольку в процессе переноса появятся примитивные
защиты, сюжеты и страхи.
Так как концепция Кляйн соединяет посредством психопатологии параноидно-шизоидную и
депрессивную позиции, клинические синдромы неврозов, патологию характера и большие психозы,
считается, что самый глубокий уровень бессознательной тревоги во всех случаях представляет
психотическая тревога; другими словами, бессознательные конфликты, защитные формы и тревога,
характерная для шизофрении, паранойи и маниакально-депрессивного психоза, имеют место во всех
случаях. Предполагается универсальное существование психотических и непсихотических аспектов в
личности. Данная концепция психопатологии способствовала тому, что психоаналитики этой школы
применяли одну и ту же психоаналитическую методику в отношении пациентов всех уровней
психопатологии (за исключением органически обусловленных расстройств) без учета (в практических
целях) тяжести психопатологии. Использование немодифицированной психоаналитической методики к
пациентам с тяжелыми формами патологии характера, пограничными состояниями и психозами
позволило психоаналитикам этого направления получить клинический материал, подтверждавший, по
их мнению, основные теоретические концепции о соотношении между упомянутыми двумя самыми
ранними стадиями развития и всеми видами психопатологии. Представители школы Кляйн,
рассматривая параноидно-шизоидные и депрессивные черты, акцентируют важность интерпретации
как негативных, так и позитивных аспектов переноса с учетом обеих этих позиций. Сама Кляйн
подчеркивала значение тщательных исследований очень ранних защитных форм и конфликтов в
начальной и завершающей стадиях психоанализа и указывала на важность достаточной проработки двух
|