Navigation bar
  Print document Start Previous page
 190 of 205 
Next page End  

строг он был к лингвостилистическим средствам языка, находя для своих заме-
чаний очень емкую, но лаконичную форму. Например, он считал, что в подлин-
ном произведении читатель не замечает графический рисунок слов, а видит, как
через волшебный кристалл, лишь людей и весь тот мир, который создал автор, и
целиком погружается в этот мир.
Безликий, тщательно отфильтрованный автором язык он называет не литерату-
рой, а гладкописью. Вторая же отличается от первой так же, как деревянная ло-
шадь от настоящей.
С.Я. Маршак призывает авторов не только не употреблять
"зализанные" и "заезженные" литературные шаблоны и штампы, но и с доста-
точным чувством меры подходить к использованию экспрессивной лексики и
тропов. Так, по его мнению, очень часто метафора лишь удивляет, но очень ред-
ко действительно волнует. Редакционно-издательская деятельность была орга-
нической частью его творческой жизни, и оставила заметный след в развитии
теории и практики редактирования в целом.
§4.3 Редакторская подготовка изданий произве-
дений отдельных видов литературы
Редактирование художественной литературы
Исторически ценный опыт редактирования в области художественной лите-
ратуры накоплен в результате редакционно-издательской деятельности многих
профессиональных литераторов. На разных этапах советского периода развития
общества в качестве редакторов-издателей, рецензентов, литературных крити-
ков выступали, в частности,
В.В. Маяковский,
А.С. Серафимович,
Ф.В.
Гладков,
В.В. Вишневский, В.В.
Иванов,
В.П. Катаев,
Б.Н. Полевой
(Кампов) и многие другие писатели. Опыт их работы, исследованный с разной
степенью полноты и глубины, является не только живым свидетельством про-
тиворечий той эпохи. Он позволяет также проследить и за эволюцией общест-
венного сознания, которая в конечном счете формирует требования к редактору,
устанавливает истинную ценность созданных традиций.
Противоречивые, часто трагические коллизии того времени не могли не накла-
дывать свой отпечаток и на внутренний мир личности, особенно личности ху-
дожника. Таковым предстает, например,
Ф.И. Панферов, главный редактор
журнала
"Октябрь" с 1931 по 1960 годы (с небольшими перерывами). С одной
стороны, "благополучный", официальный писатель, обласканный властями, ав-
тор известного романа "Бруски", считавшегося классическим произведением
социалистического реализма.
С другой стороны, по свидетельству близко знавших его сотрудников, сложный
человеческий характер, смелый и стойкий редактор, обладавший профессио-
нальной находчивостью и инициативой. "Однажды ночью у костра в Мещере, -
Hosted by uCoz