пишет
В. Фролов, - размечтавшись, он "нафантазировал" новый облик нашего
журнала, как органа совести гражданина мира, свободного от давления сверху.
"Журнал, - говорил он, - если он хочет сказать правду, должен находиться в оп-
позиции к власти, критически и самостоятельно осмысливать процессы народ-
ной жизни, защищать людей от коррупции, бюрократизма, лицемерия и лжи"
.
Особо ценен редакционно-издательский опыт писателей, продолжающих и раз-
вивающих лучшие традиции редакторского искусства в условиях приказного
одномыслия и порождаемой им конъюнктуры. К таковым следует отнести
К.М. Симонова, который с 1946 по 1950 год и с 1954 по 1958 год был главным
редактором журнала
"Новый мир", в 1938 году и с 1950 по 1954 год редакти-
ровал
"Литературную газету", являлся членом
редакционного совета
из-
дательства "Советский писатель". Анализ редакторской практики писателя го-
ворит о том, что ему был глубоко чужд конъюнктурный подход к оценке досто-
инств литературного произведения. Не голая злободневность тематического
плана, а мастерство художественного воплощения выступает у
К.М. Симоно-
ва основным мерилом ценности настоящей литературы.
Оценивая процесс редактирования с его творческой стороны, он выступал за
равноправное сотворчество автора и редактора, за необходимость принятия со-
гласованных художественных решений в каждом конкретном случае.
К.М.
Симонов никогда не был редактором-диктатором, безапелляционным судьей, он
всегда признавал, что его оценки могут быть и неверными, что могут существо-
вать и иные, более убедительные суждения.
Особый интерес вызывают критерии оценки
К.М. Симоновым военно-
исторической прозы. На первый план он выдвигает здесь проблему сохранения
исторического контекста, охватывающую все - от реалий быта до обрисовки ха-
рактеров персонажей, включая психологическую мотивацию поступков и пове-
дения, образ мыслей, эмоционально-чувственный строй личности и т.д. "Думаю,
- писал
он, - что все мы должны больше доверять своим тогдашним чувствам.
История показывает, что они бывают отнюдь не всегда безошибочны, но в то же
время - они часть истории. Больше того - история, игнорирующая эти чувства,
на мой взгляд, вообще не заслуживает полного доверия"
.
Для воссоздания подлинного исторического контекста
К.М. Симонов особую
роль отводил
научно-справочному аппарату издания, в частности,
коммен-
тарию. Последний он считал важнейшим средством восстановления историче-
ской правды. В полной мере использовал он это средство, готовя к выпуску и
свою собственную книгу
"Незадолго до тишины. Записки 1945 года. Март-
апрель-май", которая увидела свет в 1974 году. С позиции историзма
К.М.
Симонов считал совершенно недопустимым "осовременивание" существовав-
ших в прошлом реалий, замену или искажение бытовавших слов, фразеологиче-
ских выражений, оборотов речи и т.д. Он справедливо утверждал, что все такого
рода детали служат исторической характеристике времени, которое нельзя
уточнить задним числом, тем более в угоду нынешним представлениям пред-
взятых интерпретаторов.
|