Симонов-редактор исходил из того, что любой исторический опыт должен
служить сегодняшнему дню, поэтому историзм он понимал как "справедливый
суд над прошлым". Применительно к литературному творчеству это означает,
что "самое главное для писателя - сознательное решение судить по справедли-
вости и само ушедшее время, и людей прошлого, видеть то, что составляло их
силу и в чем были их слабости, их ограниченность"
.
Яркая страница в истории развития редактирования в советский период вписана
А.Т. Твардовским. Редакционно-издательская деятельность
А.Т. Твардов-
ского на посту главного редактора
"Нового мира" (с 1950 по 1954 год и с 1958
по 1970 год) стала заметным явлением в общественной жизни и была направле-
на на восстановление в правах свободного выражения взглядов и идей, касаю-
щихся современных проблем духовной и материальной культуры.
А.Т. Твардовского по праву можно отнести к тем крупным редакторам, кото-
рые были способны во многом (хотя, может быть и не во всем) преодолеть соб-
ственный субъективизм философско-идеологических и художественно-
эстетических оценок, сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, дей-
ствовавших на четкой и твердой общественной позиции. Благодаря этому, уви-
дели свет на страницах
"Нового мира" и получили огромный общественный
резонанс такие, например, "немыслимые" до того времени произведения, как
повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор",
военные повести белорусского писателя В. Быкова, заставившие читателя со-
вершенно по-новому взглянуть на лик войны, "Районные будни" В. Овечкина,
путевые очерки В. Некрасова и многие другие.
A.T. Твардовский как редактор, критик, литературовед оставил большое на-
следие. Оно включает хранящиеся в архивах рукописи с его правкой, огромную
переписку (более 12 тысяч писем авторов к нему и свыше 2 тысяч ответов писа-
теля), статьи и выступления, посвященные литературному мастерству А.С.
Пушкина, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.Я. Маршака и др. А.Т. Твардовский, без-
условно, имел право на собственные литературные пристрастия. Конечно, на
его редакторском опыте не могли не сказаться черты времени, однако сохра-
нившиеся материалы в целом дают представление о целостной системе подлин-
ных литературно-художественных ценностей, которые служили для него ориен-
тирами в работе над авторским оригиналом.
В высказываниях
А.Т. Твардовского редактор предстает не просто испол-
няющим свои служебные обязанности служащим, а живым, способным к эмо-
циональному сопереживанию человеком. "Человек, по роду своей работы зна-
комящийся с той или иной литературной новинкой..., - писал он, - не лишен
способности чисто по-читательски воспринимать прочитанное, быть взволно-
ванным, растроганным или восхищенным. Иными словами, редактор - тоже чи-
татель, и прежде всего, - читатель"
. Вместе с тем, в понимании
А.Т. Твар-
довского, редактор - это человек, обладающий подлинным художественным
чутьем, обостренным социальным зрением, своеобразным даром восприятия ре-
альности. По
его мысли "это драгоценный дар - чувство существенного в
|