Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 205 
Next page End  

жизни, глаз и слух на все, что недоступно глазу и слуху авторов, пишущих не от
потребности сказать правду, а из соображений сказать то, что будет в соответст-
вии..."
. Выступая против превратно понимаемого "социального заказа" в ли-
тературе, конъюнктурной мотивации в творчестве, примата в нем идеологиче-
ского начала,
A.T. Твардовский неоднократно подчеркивал, что забвение за-
конов литературного мастерства в угоду "новизне жизненного материала" при
оценке произведения, то есть невнимание писателя к форме всегда способно
обернуться невниманием читателя и к содержанию.
Особое значение придавал
А.Т. Твардовский проблеме авторской индивиду-
альности. Причем эта проблема рассматривалась им не в узком, а в самом ши-
роком смысле. Именно в ее фокусе, лежат, по его мнению, все другие вопросы,
связанные с оценкой литературного произведения и принципами трансформа-
ции его в печатное издание - от интонационно-ритмической организации текста
до его образной системы. Этим объясняется и пристальное внимание Твардов-
ского к личности автора. С одной стороны, его оценки корректно холодны и да-
же могут показаться безжалостными, когда речь идет о тщетности и бесплодно-
сти литературных упражнений лишенных дарования корреспондентов "Нового
мира". С другой,
Твардовский предельно внимателен и заботлив к любому,
кто действительно обладает "божьей искрой", но лишь осваивает азы литера-
турного мастерства. Он не приемлет и чрезмерную авторскую уступчивость,
усматривая в ней лишь форму подавления творческой личности. "Вы пишете, -
обращается он к одному из своих корреспондентов, - что "готов сделать любые
исправления" ради опубликования вещи в "Новом мире". Никогда не говорите и
не делайте так. Нужно делать только те исправления, какие Вам - автору - пред-
ставляются необходимыми, а не кому-либо иному"
.
Работая с авторами, особенно начинающими,
А.Т. Твардовский, если есть
хоть малейшая возможность, никогда не старается вынести суровый вердикт
относительно их дальнейшей литературной судьбы. Например, справедливо
указав одному из них на несоответствие избранной им поэтической формы (пя-
тистопный ямб) содержательному материалу ("школа, экзамены, школьно-
вузовская лексика, для всего этого он громоздок"), на слабость и вялость поэмы
в целом, он тем не менее так отвечает на поставленный автором вопрос, стоит
ли ему писать в дальнейшем: "На вопрос Ваш... не отвечаю, потому, что не
знаю, не беру на себя этого. Бывает, что начинают и слабее Вашего, а толк по-
лучается - и наоборот. Было бы очень легко входить в литературу, заранее обес-
печив себя такой "гарантией" относительно успеха"
.
Одну из главных причин появления безликих, серых, примитивных и по замыс-
лу, и по исполнению, произведений
А.Т. Твардовский видел в том, что моло-
дые литераторы часто пренебрегают вопросами мастерства, и, по его выраже-
нию, с ходу пишут толстенные романы, потому что нет желания довести "до со-
вершенной отделки, в меру дарования автора небольшой рассказ". Отсюда "за-
данные" одноплановые персонажи, использование расхожих сюжетных узлов и
линий, избитой лексики и фразеологии. "Очень плохо, - отвечает
А.Т. Твар-
довский одному из авторов, - что с первых страниц уже видно, что один из пер-
Hosted by uCoz