сонажей повести "эгоист" и "ревизионист", а проще говоря, человек своекоры-
стный, пошлый и дурной. Дальнейшие обоснования этой характеристики уже
представляются излишними"
.
Другому начинающему литератору он указывает на то, что в присланных им в
редакцию стихах "видна главная забота автора, чтобы все было "как у людей",
как в других стихах, известных из печати, - заботы о внешних приметах так на-
зываемой литературно-технической грамотности - соблюдении размера, рифмы,
обязательной "образности", что влечет за собой и использование чужого, и дав-
но уже освоенного другими поэтического словаря (зори, росы, косы, пороши,
березки и т.п.). "Преодоление этой чужой, заемной, а следовательно - мертвен-
ной фактуры стиха (под этой фактурой я разумею словарь, ритмические инто-
нации, "образность") и обретение своей, - пишет
А.Т. Твардовский, - дело не-
легкое"
.
Чрезвычайно корректным и осторожным было его отношение к вопросу о вме-
шательстве редактора в авторский текст. Об одном из редких случаев непосред-
ственного внесения
А.Т. Твардовским правки в поэтический текст вспоминает
известный поэт
К. Ваншенкин:
"Дважды он сам, без меня, исправлял всего по одному слову. Я принес стихи, он
был в отъезде и прочел их уже в верстке. Заведовавшая отделом поэзии С.Г. Ка-
раганова, встретив меня, сказала: "Все в порядке,
Александр Трифонович за-
менил у вас одно слово. Я не помню где, но очень хорошо.
А я сразу понял - какое, но не догадался - каким. Там было стихотворение "Дом"
и в нем четверостишие:
Не диван, не кровать,
Не обоев краски.
Нужно дом создавать
С верности и ласки.
Мне не нравилось слово "создавать", звучащее здесь как-то казенно и выспрен-
не. Я поставил "затевать", но оно тоже было в данном случае не мое и коробило
едва уловимым оттенком лихости, развязности. Я оставил "создавать". А он за-
черкнул и написал "начинать":
Нужно дом начинать
С верности и ласки.
Насколько лучше! Так и печатается"
.
|