Кроме того, для теории и практики редактирования имеет огромное значение
конкретный опыт
Белинского -
редактора,
издателя. Многие годы Белин-
ский являлся фактическим редактором и руководителем изданий. С 1833 года
Белинский, исключенный из университета за антикрепостническую драму
"Дмитрий Калинин", начинает сотрудничать в изданиях Н.И. Надеждина - жур-
нале
"Телескоп" и
газете "Молва". А с отъездом Надеждина за границу в
1835 году становится официальным редактором-издателем этих изданий. В
1838-1839 годах Белинский руководил журналом
"Московский наблюдатель".
Переехав осенью 1839 года в Петербург, Белинский становится сотрудником
отделов критики и библиографии журналов "Отечественные записки" и
"Со-
временник" и неофициальным редактором этих изданий(1839-1848). Одновре-
менно он печатает свои статьи в газете "Литературные прибавления к "Русскому
инвалиду", переименованной в 1840 году в
"Литературную газету".
Анализ работы
Белинского дает основание говорить о том, что критик в каче-
стве основных требований к журналу выдвигал требования разнообразия мате-
риала при сохранении единого твердого направления, хорошую постановку от-
делов критики и библиографии. В высказываниях Белинского сформулированы
также требования к литературным произведениям. К ним относятся правдивое
изображение действительности, гармоническая связь идеи с формой, понимание
художественного произведения как целостного организма.
Общее направление рассуждений Белинского связано с требованиями, предъяв-
ляемыми к общественно-значимым, демократическим изданиям, рассчитанным
не на "избранную" публику, а адресованным широким кругам читателей.
Белинский разработал положения реалистической эстетики и литературной
критики, основываясь на конкретно-историческом анализе явлений литературы.
Он стал основным теоретиком
реализма в искусстве, выступая с требования-
ми народности, самобытности, верности и правдивости отражения жизни. Прав-
дивость, народность рассматривались им как способность писателя смотреть на
жизнь глазами народа, понимать его мысли и надежды.
С точки зрения теории редактирования интерес представляет многоплановое
рассмотрение литературного произведения, подразумевающее глубокое пони-
мание важности связи идейного содержания и формы его подачи. В
"Литера-
турных мечтаниях"
Белинский отмечает, что народность писателя проявляет-
ся "не в подборе мужицких слов или насильственной подделке под лад песен и
сказок, но в сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи". В ежегод-
ных обзорах литературы, в статьях о Пушкине (11 статей написано в 1843-1846
годы), о Лермонтове, о Гоголе критик раскрыл их национальную самобытность,
народность, гуманизм. Так, в статье
"О русской повести и повестях Н.В. Гого-
ля" он пишет о том, что если изображение жизни верно, то и народно, тем са-
мым связывая понятия народности и правды.
Система оценок формы и содержания литературного произведения в дальней-
шем нашла свое развитие и во многом не утратила своих позиций вплоть до се-
|