почти не задумывались о возможных последствиях. Очевидно, что неагрессивные подростки, имеющие в
своем распоряжении большее количество подходящих реакций, будут более склонны выбирать
неагрессивные модели поведения.
ОЦЕНКА РЕАКЦИИ
Осознав перечень возможных реакций, ребенок должен оценить приемлемость каждой и выбрать, какую из
них воплотить в реальность. Критерии такой оценки могут быть различными. В таком качестве могут
выступать потенциальные-последствия решения то есть по силам ли ему данная стратегия поведения и
насколько она окажется эффективна? Оценивающий может решать, сумеет ли он осуществить входящие в
выбранную реакцию действия. Маленький ребенок, когда его обижает здоровенный верзила, может
«подобрать» в качестве возмездия реакцию, включающую физическую агрессию, но скорее всего он оценит
ее как неприемлемую, так как вряд ли окажется в состоянии эффективно воплотить ее в жизнь. На этом
этапе также оцениваются вероятные результаты или последствия от использования выбранной стратегии.
121
Перри, Перри и Расмуссен (Perry, Perry & Rasmussen, 1986) проанализировали зависимость между
агрессивным поведением и двумя факторами, релевантными на данной стадии когнитивного процесса
восприятием самоэффективности (способности осуществить предполагаемую реакцию) и ожиданиями
последствий от этой реакции. Они предлагали два опросника агрессивным и неагрессивным по оценкам
сверстников мальчикам и девочкам из четвертых-седьмых классов. В опроснике по самоэффективности
школьникам предлагались ситуации, в которых они должны были представить себе агрессивные действия,
подавление агрессивных действий и действия просоциальные. Испытуемые указывали по четырехбалльной
шкале от «ТРУДНО!» до «трудно» и от «легко» до «ЛЕГКО!», насколько затруднительно для них было бы
вести себя так, как описано в примерах. В опроснике по ожидаемым последствиям следовало указать
степень своей уверенности в достижимости некоего конкретного результата, если они будут вести себя по
отношению к однокласснику определенным образом. Исследователи предварительно выделили следующие
категории возможных последствий: реальное вознаграждение, одобрение взрослых, одобрение сверстников,
уменьшение неприязненного отношения, страдания жертвы и поощрение самого себя. Результаты опроса о
самоэффективности показали, что агрессивные дети были более уверены в своей способности действовать
агрессивно и менее уверены в способности удерживаться от агрессии, чем дети неагрессивные. Что касается
ожидаемых последствий, агрессивные дети, по сравнению с неагрессивными, были более уверены в
получении реальной выгоды, в уменьшении антипатии и больше гордились агрессивными поступками.
Считая, что убеждения индивида о преимуществах и недостатках агрессивного поведения могут повлиять
на процесс оценивания им предполагаемой реакции, Слабы и Гьерра (Slaby & Guerra, 1988) изучали
убеждения неагрессивных и умеренно агрессивных старшеклассников, а также высоко агрессивных
антисоциальных подростков воспитанников исправительного учреждения. Согласно их данным,
агрессивные подростки-правонарушители, находящиеся в заключении, более склонны, чем агрессивные
учащиеся обычных школ, считать, что агрессивное поведение помогает избежать негативного образа самого
себя в глазах соучеников и в целом оправдывает себя. Разумеется, неагрессивным подросткам такие
взгляды были менее свойственны, чем представителям обеих других групп. Агрессивные антисоциальные
подростки были также больше других уверены, что агрессивность способствует повышению самооценки.
|