РЕАКЦИЯ УТВЕРЖДЕНА И ВСТУПАЕТ В СИЛУ
На последнем этапе этого комплексного когнитивного процесса осуществляется реальное поведение
индивид «действует по сценарию» (Huesmann, 1988). Здесь особенно могут быть важны поведенческие
навыки. Очевидно, что человек не может вести себя определенным образом, если не знает, как это делается.
В подтверждение тезиса о важности навыков для эффективности социального поведения Дишьон, Лебер,
Стаутхамер-Лебер и Паттерсон (Dishion, Loeber, Stouthamer-Loeber & Patterson, 1984) обнаружили, что у
подростков-правонарушителей, в отличие от обычных подростков, не развиты навыки межличностного
общения, нет привычки учиться и работать.
122
Додж и Крик (Dodge & Crick, 1990) указали, что корреляция между каждым отдельно взятым из
вышеперечисленных этапом и реальным агрессивным поведением сравнительно слабая. Тем не менее,
если рассматривать модель в целом и все этапы когнитивного процесса в отдельности, вероятность
прогноза появления агрессивного поведения становится достаточно высокой.
УСТОЙЧИВОСТЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: МОЖНО ЛИ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЙ ОБ
АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСТВЕ ДЕЛАТЬ ПРОГНОЗ ОБ УРОВНЕ АГРЕССИВНОСТИ В ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ?
Мы начали эту главу с утверждения, что одна из причин нашего интереса к детской агрессивности
возможность на основании знаний о ней прогнозировать агрессивность в зрелые годы. Было придумано
множество экспериментов, чтобы проверить, сохраняется ли агрессивное поведение в течение длительного
времени. В этих лонгитюдных исследованиях агрессивность измерялась по нескольку раз, и вычислялся
коэффициент корреляции между такими оценками поведения в различные моменты времени. Фактически
исследователи задавались вопросом, останется ли агрессивность индивидуума в отношениях с его
сверстниками на прежнем уровне. Другими словами, будут ли Мартина по-прежнему оценивать как
агрессивного по отношению к сверстникам, когда он станет подростком или взрослым? Степень, в которой
два показателя, полученных в разное время, связаны между собой, дает нам возможность говорить о
стабильности или устойчивости агрессивности с течением времени.
В некоторых из этих экспериментов замеры уровня агрессивности проводились с короткими временными
интервалами (например, раз в год), в других же исследовалась корреляция между уровнями агрессивности в
детстве и в зрелые годы (лонгитюдное исследование уровня агрессивности, осуществленное Хьюсманном и
его коллегами). Независимо от временного интервала между измерениями, был получен один и тот же
вывод: агрессивность стабильна во времени и не зависит от ситуаций (Deluty, 1985; Huesmann et al., 1984;
Loeber, 1982; Magnusson, Stattin & Du-ner, 1983; Olweus, 1979; Stattin & Magnusson, 1989).
Олуэйз (Olweus, 1977) провел два небольших лонгитюдных исследования агрессивности у подростков
мужского пола. В первом эксперименте он собрал высказывания об агрессивности 85 школьников,
оканчивавших 6 и 7 класс, сделанные их сверстниками. Во втором эксперименте дети оценивали
агрессивность своих сверстников в конце 6 класса и спустя три года. Таким образом он смог получить
данные об устойчивости агрессивного поведения в течение сравнительно краткого (один год) и достаточно
|