Navigation bar
  Print document Start Previous page
 102 of 273 
Next page End  

продолжительного (три года) периода. Результаты в обоих случаях оказались очень близки — временная
корреляция находилась в пределах от 65% до 81%. Хотя в эксперименте, где уровень агрессии измерялся в
течение трех лет, зависимость была слабее, все коэффициенты имели высокий уровень значимости.
123
Олуэйз (Olweus, 1977) рассмотрел также проблему стабильности в лонгитюдных исследованиях. Когда в
исследовании обнаруживается стабильность поведения во времени, то появляется соблазн сделать
поспешный вывод о том, что это поведение обусловлено личностными факторами или индивидуальными
особенностями. Другими словами, раз уж поведение так стабильно, то не исключено, что оно вызвано
какими-то невидимыми на первый взгляд качествами или характеристиками человека. Тем не менее
объяснение отнюдь не так просто: вероятно, стабильность поведения во времени вызвана стабильностью
ситуации во времени. Допустим, эти подростки проявляли такую стабильность поведения, потому что
реагировали на одни и те же «посылы к агрессии» и жили в одинаковых условиях в течение всего времени,
когда проводились измерения. Вполне возможно, что социально-экономический статус, влияние родителей
и соседей — также оставались все эти годы неизменными. Олуэйз, однако, указал, что для подростков во
время проведения им экспериментов окружающая обстановка менялась достаточно сильно. Особенно в
эксперименте, длящемся три года, так как менялись состав класса, учителя, а также место учебы.
Исследователь также отметил, что на самых агрессивных подростков оказывалось значительное давление со
стороны администрации и учителей, пытавшихся изменить их поведение. Если бы эти конкретные
требования ситуации были эффективны, то тогда коэффициент корреляции между характеристиками
поведения в два разных момента времени не был бы столь велик. Олуэйз (Olwes, 1977) приводит сильные
аргументы в защиту вывода, что важной детерминантой агрессивного поведения являются индивидуальные
отличия в «тенденциях реагировать определенным образом и в системе мотивации». Хьюсманн и его
коллеги (Huesmann et al., 1984) подытожили результаты своего 22-летнего эксперимента, отметив, что «с
тех пор как индивид вырабатывает характерный стиль агрессивных реакций, он, похоже, не меняется с
течением времени». Они подтвердили высказывание результатами своих исследований, придя к
следующему заключению:
«Ранняя агрессивность, проявляемая в школе, имеет серьезные шансы превратиться в жесткую
антисоциальную агрессивность в молодые годы. Такая агрессивность может проявляться в криминальном
поведении, физической агрессии, в жестоком обращении с детьми у обоих полов, а также в жестоком
обращении с супругой и принуждающем поведении у мужчин».
Особенно интересно, что Хьюсманн и коллеги говорят об эффектах не только для мужчин, но и для
женщин, поскольку лишь в очень немногих исследованиях продемонстрирована стабильность агрессивного
поведения у женщин. Фактически наиболее адекватным ответом на вопрос, заданный в начале данного
раздела (то есть «предопределяет ли агрессивность в детстве агрессивность в зрелые годы?») может быть
«да, особенно у мальчиков». (Половые различия в агрессивности мы детально обсудим в главе 6.)
Таким образом, согласно данным исследований, упомянутых в этом разделе, Мартину, когда он станет
взрослым, грозит вероятность довольно большого количества агрессивных и антисоциальных действий. В
главе 9 мы исследуем некоторые способы избежания этой опасности.
124
РЕЗЮМЕ
Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество
факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой
информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем
наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют
Hosted by uCoz