Непредвиденность фрустрации
Еще одно промежуточное звено в цепи «фрустрацияагрессия» степень, в которой помеха кажется
человеку случайной или неожиданной. Многие исследователи (Burnstein & Worchel, 1962; Kulik & Brown,
1979; Pastore, 1952; Rule, Dyck & Nesdale, 1978; Zillmann & Cantor, 1976) сообщают, что для людей
характерен гораздо более высокий уровень раздражения и агрессии, если фрустрация непредвиденна и
неожиданна.
С другой стороны, прогнозируемая и ожидаемая фрустрация не всегда вызывает возбуждение на
физиологическом уровне (Zillmann & Cantor, 1986), как и последующее нападение на фрустратора.
Последнее подтверждается одним из экспериментов Уорчела (Worchel, 1974), где испытуемым за участие
предлагали на выбор один из трех поощрительных призов зачет одного часа практикума, 5 долларов
наличными или флакон мужского одеколона. В начале процедуры каждый испытуемый ранжировал призы
в порядке их привлекательности. Иерархия призов позволяла экспериментатору манипулировать в
дальнейшем уровнем фрустрации. После выполнения нескольких заданий все испытуемые в первой группе
получили желаемые вознаграждения, так что они практически не испытывали фрустрации. Испытуемые во
второй группе получали призы, отнесенные по привлекательности на второе место, то есть уровень их
фрустрации можно было охарактеризовать как средний уровень. И наконец, в третьем варианте
испытуемые получали наименее желаемые призы и поэтому достигали самого высокого для данного
эксперимента уровня фрустрации. Дополнительно в данном эксперименте определялось, до какой степени
возникающая фрустрация характеризуется как непредвиденная или неожиданная. Чтобы манипулировать
этой переменной, первую треть участников в каждой из трех групп убеждали, что помощник
экспериментатора раздаст им призы по своему выбору («подгруппа ожидания отсутствует»). Второй трети
говорили, что позднее они получат призы, которые
133
оценили как самые привлекательные (подгруппа «наличие ожиданий»), а остальным обещали, что они
смогут выбрать любые призы из имеющихся (подгруппа «выбора»). Считалось, что фрустрация будет
неожиданной только для последних двух подгрупп и только в них появление внешних причин,
препятствующих достижению цели, приведет к повышению уровня агрессивности.
Чтобы оценить точность этого прогноза, исследователи предоставляли испытуемым возможность проявить
вербальную агрессию по отношению к ассистенту высказаться о качестве выполненного им задания.
Результаты в общем и целом совпали с ожидаемыми: только испытуемые в подгруппах «наличие
ожиданий» и «выбор» продемонстрировали усиление агрессии при усилении фрустрации. Таким образом, в
подтверждение гипотезы, фрустрация вела к агрессии, только когда была непредвиденной или
неожиданной.
|