Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 273 
Next page End  

оказывали сильное влияние на поведение испытуемых. По ходу сеанса они начинали посылать ученику
электрические разряды все большей и большей мощности. Члены же контрольной группы, где в состав
троек не входили ассистенты экспериментатора, напротив, предпочитали установить постоянную, очень
небольшую мощность разряда. Иными словами, многократные «подначки» со стороны ассистентов
вынуждали испытуемых вести себя более агрессивно.
То, что в экспериментальных условиях подобное воздействие могут оказывать не только непосредственные
участники, но и зрители, было отмечено в других исследованиях по этой теме (Borden & Taylor, 1973), в
которых испытуемый соревновался с фиктивным противником в выполнении заданий на время реакции по
системе Тэйлора, а три зрителя подначивали его увеличить мощность назначенного разряда. Эти
предложения сильно влияли на испытуемых: они значительно увеличивали мощность разряда, по
сравнению с тем периодом, когда выполняли задание в экспериментальной комнате одни, без зрителей.
Более того, при определенных экспериментальных условиях испытуемые продолжали посылать разряды
большей мощности и после ухода зрителей. К счастью, результаты этого исследования дарят нам лучик
надежды: если испытуемых убеждали уменьшить силу удара, они уступали. Однако снижение
агрессивности не сохранялось после ухода зрителей. Исследуя более ста случаев насилия, преднамеренных
и непреднамеренных убийств, Фельсон, Рибнер и Зигель (Felson, Ribner & Siegel, 1984) предположили, что
противники будут более агрессивны, если присутствующие значимые другие (например, друзья, супруги,
любовницы) тоже будут вести себя агрессивно, то есть подобное поведение значимой третьей стороны
сигнализирует об одобрении насилия в качестве реакции на ситуацию. Исследователи изучили реакцию
сторонних наблюдателей, связанных как с жертвами, так и с агрессорами. В качестве агрессоров
рассматривались те, кому было предъявлено обвинение в преступлении, в качестве жертв — те, кто подал
жалобу.
Действительно, поведение значимых других оказалось тесно связано с поведением участников. Не только
агрессоры, но и жертвы были более агрессивны (например, наносили больше ответных ударов, ранений),
когда их значимые другие вели себя агрессивно. Корреляция между попытками значимых других погасить
конфликт и уменьшением физического насилия были зарегистрированы только у агрессоров; у
потерпевших их значимые другие такого влияния не имели. Хотя результаты такого посредничества дают
нам повод для беспокойства, исследователи напоминают, что в поле их зрения попали только те инциденты,
где агрессорам было официально предъявлено обвинение в насильственных преступлениях. Возможно, в
случае менее тяжких деяний посредничество имеет место чаще или позволяет свести вероятность того, что
агрессивный конфликт перерастет в преступление, до минимума.
153
Уайт и ее коллеги (White & Gruber, 1982) осуществили программу исследований, в которой процесс
подстрекательства со стороны третьего лица изучался еще глубже. Целью эксперимента было выявление
факторов, которые влияют на поведение подстрекателей. Методика исследования поведения основывалась
на адаптированной процедуре Тэйлора на время реакции. Но, вместо того чтобы собственноручно
установить мощность разряда для противника, испытуемые перепоручали это своему «представителю». Тот
действительно посылал электрические разряды оппоненту и якобы получал ответные. Как представитель,
так и противник обычно являлись помощниками экспериментатора.
Это исследование предоставило нам возможность выявить факторы, влияющие на интенсивность
подстрекательства к агрессии. Например, третья сторона реагировала на провокацию противника (по
отношению к «представителю») практически как агрессор: в ответ на провокацию она начинала более
активно подстрекать к агрессии (Gaebelein, 1973; Gaebelein & Hay, 1974; White & Gruber, 1982). Однако,
когда самим испытуемым грозил электрический разряд со стороны противника, они были склонны
реагировать менее агрессивно, чем когда играли роль «неуязвимых консультантов» (Gaebelein & Hay, 1974;
Gaebelein & Mander, 1978).
Один из самых интересных результатов этого исследования связан с реакцией стороннего наблюдателя на
не склонного к сотрудничеству представителя (Gaebelein, 1973, 1978; White & Gruber, 1982). В своем
эксперименте Габеляйн и Хэй (Gaebelein & Hay, 1975) продемонстрировали, как вербальная и
поведенческая уступчивость влияют на интенсивность подстрекательства к агрессии. В соответствии с
процедурой исследования женщины, игравшие роль стороннего наблюдателя (собственно испытуемые),
говорили своему «представителю» (ассистенту экспериментатора), электрический разряд какой мощности
Hosted by uCoz