Navigation bar
  Print document Start Previous page
 126 of 273 
Next page End  

«СТОРОННИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ» НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР: ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ И
ПОСТУПКОВ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ
Многие агрессивные действия совершаются в ситуации, когда на сцене присутствуют только агрессор и его
жертва. Однако очень часто акты агрессии происходят в обстановке, где присутствуют также другие люди,
прямо в действии не участвующие. Данный факт наталкивает на интересный вопрос: могут ли эти лица, за
счет лишь своего присутствия либо поведения, повлиять на последующую агрессию? Неформальные
соображения позволяют предположить, что это именно так. Толпа зевак часто подначивает разозленных
противников, способствуя разжиганию опасных ссор. И напротив, присутствие некоторых людей способно,
по меньшей мере, сильно подавлять явные акты агрессии (подумаем, например, о потенциальном влиянии
вооруженного полицейского). Более формальные подтверждения данного предположения были получены в
ряде разнообразных экспериментов. Хотя все эти исследования были посвящены воздействию
наблюдателей на агрессию, с логической точки зрения они подразделяются на две группы. В первой группе
внимание было сосредоточено на словах и поступках наблюдателей, а во второй — на самом факте их
присутствия и на их статусе. Итак, рассмотрим обе линии исследований по очереди.
Слова и поступки наблюдателей
Одним из первых вопросов, который приходит на ум, когда речь заходит о третьей стороне, будет
следующий: какую функцию она выполняет? Как мы упоминали выше, третья сторона может попытаться
посредничать в примирении и помочь предотвратить эскалацию конфликта. Или же, напротив, третья
сторона может подстрекать противников к атаке или контратаке, способствуя разгоранию конфликта.
Фельсон и Стедман (Felson & Steadmen, 1982) на основе данных уголовных дел, в которых были
зафиксированы угрозы насилия и убийства, сообщают, что третья сторона более склонна подстрекать к
агрессии или сама принимать участие в агрессивных действиях, чем быть посредником в примирении. Даже
между нечеловекообразными обезьянами (например, макаками-резус) существует взаимовыручка,
выражающаяся во включении в драку (Bernstein & Ehardt, 1985; Massey, 1977).
Итак, как же подстрекательство со стороны нейтрального наблюдателя влияет на поведение участников
конфликта? Действительно ли оно повышает их агрессивность? Эти вопросы изучались как в условиях
лаборатории, так и вне ее, и ответом было неизменное «да».
Одно из самых первых исследований, объектом которого являлось подстрекательство к агрессии со
стороны третьего лица, было проведено Милграмом (Mil-gram, 1964). В дополнение к своим ранее
проведенным экспериментам на предмет послушания Милграм пытался определить, будут ли мужчины-
испытуемые посылать беспомощной и невинной жертве опасный для жизни электрический разряд по совету
«товарища» так же, как после указания авторитетного лица. Для проверки этого предположения он изменил
свою первоначальную процедуру так, что в каждом сеансе участвовали три «учителя», а не один. Двое из
них были ассистентами экспериментатора и помогали своему третьему «коллеге» — ничего не
152
подозревающему испытуемому — «обучать» некоего человека в соответствии с экспериментальным
заданием. Другим существенным отличием этого эксперимента от оригинальной процедуры было
отсутствие требования к учителю увеличивать мощность предназначенного ученику электрического
разряда каждый раз, как он сделает ошибку. Мощность разряда определялась самими учителями —
назначалась минимальная величина из трех предложенных ими. Однако во время эксперимента два
ассистента постоянно подначивали учителя-испытуемого увеличивать мощность разряда всякий раз, когда
ученик даст неправильный ответ. Таким образом, участники подвергались непрерывному социальному
давлению, вынуждающему их усиливать мучения жертвы. Естественно, что рекомендации ассистентов
Hosted by uCoz