Navigation bar
  Print document Start Previous page
 153 of 273 
Next page End  

может обратиться к своим внутренним нормам, чтобы оценить и изменить свое поведение. В этом случае
поведение больше не контролируется личными нормами. Важно отметить, что, как показано на рис. 5.9,
следствием подобного ослабления личного или общественного самоосознания будет усиление агрессии.
Однако теория дифференциального самоосознания предполагает, что в основе этих двух видов
самоосознания лежат разные процессы. «Та-
185
ким образом, при деиндивидуализации агрессия возникает из-за редуцирования когнитивных компонентов
поведения, в то время как агрессия при пониженной ответственности возникает в результате сознательного
взвешивания индивидом преимуществ от своих расторможенных действий в противопоставлении
возможным негативным санкциям» (Prentice-Dunn & Rogers, 1982).
Прентис-Данн и Роджерс (Prentice-Dun & Rogers, 1982) проверили свою теорию экспериментально,
манипулируя такими переменными, как ответственность и внимание испытуемых, чтобы выявить
возможные эффекты от действия этих двух видов посылов на самоосознание и агрессию. Агрессия
измерялась мощностью электрического разряда, которые испытуемые наносили жертве, когда та пыталась
вспомнить некоторые моменты видеоигры. Испытуемым, объединенным в группы по четыре человека,
говорили, что при выполнении интеллектуального задания они должны будут сообщить о своих мыслях,
возникших при решении разнообразных когнитивных задач. Обстановка, порождающая «посылы,
подвигающие взять ответственность на себя», возникала благодаря некоторым обстоятельствам и
инструкциям: испытуемые встречались с будущим объектом агрессии (ассистентом экспериментатора)
лицом к лицу; им говорили, что экспериментатора интересует мощность электрических разрядов и что
испытуемым предстоит снова встретиться со своей жертвой после выполнения задания. Испытуемые в
варианте «посылы к снятию с себя ответственности» не разговаривали с объектом агрессии и не видели его,
им сообщали, что мощность выбранных ими разрядов электрического тока экспериментатора не
интересует.
186
С помощью не менее сложного набора условий исследователи манипулировали условными раздражителями
внимания. Для испытуемых в варианте «внешние посылы, побуждающие к взятию ответственности на
себя» предъявлялось множество стимулов с целью отвлечения людей от собственных мыслей и ощущений:
указания не сосредоточиваться на себе, акцент на групповую, а не индивидуальную деятельность, громкая
возбуждающая рок-музыка, вербальное взаимодействие с другими участниками эксперимента и
захватывающая красочная видеоигра. В варианте «внутренние условные раздражители ответственности»
испытуемые сидели в ярко освещенной комнате; инструкции сводились к просьбам сосредоточиться во
Hosted by uCoz