время задания на собственных мыслях и ощущениях; видеоигра, предложенная им, была сравнительно
скучной. Все испытуемые получали опросник, предназначенный для измерения степени
деиндивидуализации, а также личного и общественного самоосознания.
Как и предполагалось теорией дифференциального самоосознания, условные раздражители, усиливающие
чувство ответственности, обостряли общественное самоосознание, но не влияли на личное. Испытуемые в
варианте «низкое чувство ответственности» подвергали жертву более мощным разрядам электротока по
сравнению с испытуемыми из группы «высокое чувство ответственности». Также, в соответствии с
выдвинутой гипотезой, испытуемые в варианте «внутренние условные раздражители ответственности»
были более склонны к личному самоосознанию и были менее агрессивны, чем группа в варианте «внешние
условные раздражители ответственности». Исследователи утверждают, что в предыдущих экспериментах
по исследованию деиндивидуализации и агрессии манипулировали одновременно и ответственностью, и
вниманием. При этом они отмечают, что к подлинной деиндивидуализации ведут только посылы,
наводящие на мысль, что ответственность ложится на группу целиком, как это было продемонстрировано в
их эксперименте снижением личного самоосознания, сопровождаемого усилением агрессии. В других
экспериментах, поставленных ими, получены дополнительные подтверждения зависимости между личным
самоосознанием и агрессией, вызванной деиндивидуализацией (Prentice-Dunn & Spivey, 1986; Spivey &
Prentice-Dunn, 1990).
Обставляя свой дом, Билл и Диана повесили в кабинете зеркало во всю стену. Когда Боб рассказал Диане о
влиянии самоосознания на агрессию, она уговорила мужа в первую очередь приобрести зеркало. Может
быть, им удастся преодолеть негативное воздействие различных внешних детерминант агрессии благодаря
повышению личного самоосознания!
РЕЗЮМЕ
Внешние детерминанты агрессии это те особенности среды или ситуации, которые повышают
вероятность возникновения агрессии. Многие из этих детерминант тесно ассоцированы с состояниями
физической среды. Так, например, высокая температура воздуха повышает вероятность проявления
агрессии либо, напротив, эскапизма. В соответствии с моделью негативного аффекта по Беллу и Бэрону
(Bell & Baron, 1976), умеренно высокие температуры, по сравнению с низкими или очень высокими, в
наибольшей степени способствуют заострению агрессивных тенденций. Умеренно высокая температура
воздуха усиливает негативный аффект (то есть дискомфорт), вследствие чего возрастает вероятность
проявления индивидом агрессивных реакций. Однако, если дискомфорт, вызванный ненормально высокой
температурой воздуха, очень силен, то не исключено, что индивид в такой ситуации предпочтет бегство,
поскольку вступление в агрессивное взаимодействие может пролонгировать дискомфортные переживания.
187
Другие средовые стрессоры также могут сыграть роль внешних детерминант агрессии. Так, например, шум,
усиливая возбуждение, способствует возрастанию агрессии. Некоторые (впрочем, пока еще довольно
скудные) данные свидетельствуют о том, что теснота (скученность) также может спровоцировать агрессию.
Наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются и в том случае, когда в воздухе содержатся
некоторые загрязняющие агенты (например, сигаретный дым, неприятные запахи).
Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так называемые «посылы к агрессии»,
также могут подталкивать индивидуума к актуализации агрессивных реакций. Эти «приглашения» могут
исходить из множества разнообразных источников. Если у потенциального агрессора некоторые
индивидуальные характеристики потенциальной жертвы просто ассоциируются с агрессией, он будет
|