Navigation bar
  Print document Start Previous page
 155 of 273 
Next page End  

склонен реагировать агрессивно. Оружие также служит «приглашением к агрессии», как, впрочем, и
демонстрация сцен насилия в масс-медиа.
И наконец, агрессия может как усиливаться, так и подавляться за счет тех аспектов ситуации, которые
влияют на степень и характер личностного самоосознания. Когда человек сообразует свои поступки с
потенциальной реакцией жертвы или представителей правопорядка, говорят о публичном самоосознании;
когда человек сосредоточен преимущественно на собственных мыслях и переживаниях — говорят о
приватном самоосознании. Любой из двух указанных типов личностного самоосознания способствует
снижению вероятности проявления агрессивных реакций. Аналогичным образом снижение уровня
личностного самоосознания, которое может быть описано в терминах процессов дезингибиции и
деиндивидуализа-ция, способствует возникновению агрессии.
6 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ: ЛИЧНОСТЬ, УСТАНОВКИ И ГЕНДЕР
Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной
личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием
ситуации, в которой он оказывается, а также теми качествами, эмоциями и склонностями, которые он
проявляет в этой ситуации. Это определение кажется вполне логичным и к тому же имеет многочисленные
эмпирические подтверждения (Burger, 1990). Неудивительно поэтому, что оно широко используется в
методических разработках, касающихся природы агрессии. Большинство современных теорий,
затрагивающих проблему агрессивного поведения, допускают, что оно определяется внешними факторами,
имеющими отношение к ситуации или к окружающей обстановке, когнитивными переменными и
системами, а также внутренними факторами, отражающими характерные чертыи склонности конкретного
агрессора (Bandura, 1986; Berkowitz, 1989; Zillmann, 1988).
Принимая во внимание все вышесказанное, некоторые читатели наверняка зададутся следующим вопросом:
что же нового появилось за последние годы в изучении природы агрессии и в том числе влияния на ее
развитие личностного фактора? В предыдущих главах, обращаясь, главным образом, к социальным,
ситуационным и средовым предпосылкам агрессии, а также говоря о впечатлениях раннего детства,
способствовавших ее развитию, мы практически не уделили внимания возможному влиянию
индивидуальных особенностей личности на развитие, форму и направление открытой (наблюдаемой)
агрессии. Это отнюдь не означает, что мы проигнорировали это обстоятельство. Напротив, мы тщательно
все взвесили и решили приступить к рассмотрению индивидуальных детерминант агрессии только после
освещения других тем. Такое решение было предопределено двумя основными факторами.
Во-первых, как отмечалось в первой главе, Фрейд, Лоренц и некоторые другие известные психологи,
разрабатывая теории агрессии, основной акцент, как правило, делали на важности индивидуальных, или
внутренних, детерминант агрессивного поведения. В своих поисках корней агрессивности они
ограничились рамками личностной динамики, психопатологии и биологии индивидов, уделяя значительно
меньше внимания внешним факторам, способствующим развитию агрессивного поведения. В результате
общепринятым стало придавать чрезмерное значение внутренним факторам, недооценивая при этом роль
социальных, средовых, когни-тийных и ситуационных переменных, которые мы и решили рассмотреть
сначала, для того чтобы покончить с этим широко распространенным недоразумением.
Во-вторых, наше решение начать с описания социальных и внешних детерминант агрессии отражает
сложившийся за последние годы порядок освещения этой темы в научной литературе.
189
Hosted by uCoz