РЕАЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ: ЧЕМУ ОНО УЧИТ?
Несмотря на то что страх возможного наказания не всегда удерживает индивида от агрессивного поведения,
логично предположить, что большую пользу принесет реальное осуществление карательных мер. В конце
концов, наказание служит для убеждения агрессоров в том, что общество «понимает, в чем дело» и не
собирается терпеть вспышки агрессии. Более того, если используются довольно суровые меры, наказание
может приостановить на время или даже навсегда деятельность агрессоров, предотвращая тем самым
возможные акты насилия (Buss, 1971). Данные, свидетельствующие о том, что применение наказания может
действительно сыграть роль «сдерживающего элемента», препятствующего появлению агрессии, были
получены в нескольких исследованиях.
По вполне понятным этическим причинам совершенно невозможно напрямую определить., какое
воздействие оказывает суровое физическое наказание. Поэтому многие психологи настойчиво рекомендуют
использовать альтернативные методы контроля агрессии и других форм антиобщественного поведения
(LaVigna & Donnellan, 1986). Тем не менее в одном исследовании, проведенном в клинике, фактически
напрямую изучалось воздействие физического наказания на предотвращение агрессии (Ludwig, Marx, Hill &
Browning, 1969). В этом исследовании были предприняты попытки изменить поведение женщины, больной
шизофренией, которая часто и совершенно неожиданно нападала на пациентов и персонал психиатрической
больницы. Проявляя незаурядную изобретательность для достижения своих агрессивных целей, она
использовала следующую стратегию: угрожала человеку, а затем, казалось, забывала об угрозах. Как только
намеченная ею жертва расслаблялась и прекращала думать о необходимости самообороны, женщина
внезапно совершала нападение, причиняя значительный вред ничего не подозревающим людям.
Чтобы изменить эту опасную модель поведения, Людвиг с коллегами прописали этой пациентке
систематическое «лечение» разрядами электрического тока высокой мощности. Первоначально она
получала удары током только после нападений с применением физической силы. Затем она стала получать
их, когда просто угрожала другим. В конце концов, ей стали наносить удары, когда она начинала
жаловаться или обвинять других. Результаты подобного лечения были налицо: вскоре больная перестала
прибегать к агрессивным действиям и даже со временем установила смахивающие на дружеские отношения
с окружающими. Сама женщина также ощущала, что с нею произошли значительные изменения. Об этом
свидетельствует ее признание: «Вы стараетесь сделать из меня человеческое существо». Выходит, что в
данном случае причиняющее боль физическое наказание оказалось вполне успешным при смягчении
опасных форм агрессии.
294
За исключением этого и нескольких других исследований, проведенных также в клинических условиях,
большинство исследователей, изучающих влияние наказания на агрессию, не прибегали к столь крайним
мерам в качестве наказания они использовали в основном социальное неодобрение или отсутствие
поощрений (Brown & Tyler, 1968; Deur & Раrkе,1970). Или же, как отмечалось нами в главе 3,
исследователи, сосредоточившие свое внимание на изучении зависимости агрессии от наказания, в качестве
метода исследования выбирали наблюдение, чтобы выяснить, каким образом наказания детей родителями
связаны с проявлениями агрессии этими детьми в будущем (Eron & Huesmann, 1984). Как отмечалось нами
ранее, такие исследования показывают, что не слишком суровые наказания, применяемые родителями,
оказываются наиболее эффективными для снижения вероятности демонстрации агрессивного поведения
детьми в дальнейшем (Lefkowitz, Eron, Walder & Huesmann, 1977). Дети, чьи родители в качестве
карательных мер выбирали суровые или даже очень суровые наказания, в будущем склонны вести себя
более агрессивно, нежели дети, которых наказывали не слишком строго.
Несмотря на подтверждение существующими данными того, что наказание зачастую действительно
является эффективным средством предотвращения различных форм агрессии, у нас имеются все основания,
чтобы задать вопрос: а всегда ли подобная мера срабатывает? Во-первых, реципиенты часто считают
|