аспекты социального познания играют роль в возникновении и силе проявления катарсиса. Таким образом,
можно сделать вывод, что потенциал такой методики чрезмерно преувеличивался в прошлом.
ВОЗДЕЙСТВИЕ МОДЕЛЕЙ НЕАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ЗАРАЗИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
СДЕРЖАННОСТИ
Большое количество полученных в результате исследований данных подтверждают предположение, что
наблюдение за моделями агрессивного поведения действиями лиц, чье поведение можно
квалифицировать как агрессивное может иногда вызвать подобные действия и со стороны наблюдателей
(Sprafkin, Gadow & Greyson, 1987; Wood, Wong & Chachere, 1991). Более того, как отмечалось нами в главе
3 и главе 5, такой эффект наблюдается не только у взрослых (Baron & Bell, 1975), но и у детей (Егоп, 1987).
Одно из общепринятых объяснений описанного эффекта заключается в том, что модели агрессивного
поведения влияют на процессы сдерживания и торможения у наблюдателей. Предполагается, что
наблюдение за моделями агрессивного поведения «разрушает барьеры», удерживавшие ранее наблюдателя
от совершения актов открытой агрессии, что, соответственно, повышает вероятность проявления подобного
поведения. Если дело обстоит именно так (а существующие данные это подтверждают [Bandura, 1986]),TO
возникает интересный вопрос: а нельзя ли таким же образом вызвать противоположные реакции? Если
«барьеры», удерживающие от проявления агрессии, можно разрушить путем демонстрации моделей
необычайно агрессивного поведения, нельзя ли их «воздвигнуть» аналогичным образом с помощью
наблюдения за моделями неагрессивного поведения действиями индивидов, остающихся сдержанными и
спокойными перед лицом даже самой сильной провокации? Самое обычное наблюдение дает
положительный ответ на этот вопрос. Например, многие ситуации, в которых чувствуется напряжение или
содержится угроза, можно разрядить, если вовлеченные в них лица демонстрируют сдержанное поведение,
призывают не идти на крайние меры или делают то и другое вместе. К подобной тактике неоднократно и
весьма успешно прибегали в различных университетских городках для предотвращения столкновений
между студентами и полицией.
304
То, что наблюдение моделей неагрессивного поведения может способствовать снижению уровня открытой
агрессии, подтвердили также несколько экспериментов (Baron, 1971c; Baron & Kepner, 1970; Donnerstein &
Donnerstein, 1976). Выяснилось, что рассерженные индивиды, получившие возможность отвечать актами
агрессии человеку, бывшему источником их раздражения, после наблюдения моделей неагрессивного
поведения демонстрировали значительно меньшие уровни агрессии, нежели лица, не имевшие такой
возможности. Более того, подобные результаты были получены не только в случае демонстрации моделей
неагрессивного поведения (Donnerstein & Donnerstein, 1976), но и вербальных призывов вести себя более
сдержанно (Baron, 1972b). Возможно, наиболее явно снижение уровня агрессивности наблюдалось среди
лиц, предварительно подвергшихся сильному провоцированию со стороны потенциальных объектов
агрессии. В качестве демонстрации описанного эффекта и силы его влияния обратимся к исследованию,
проведенному Бэроном и Кепнером (Baron & Kepner, 1970).
В этой работе традиционная система Басса учитель ученик (Buss, 1961) была модифицирована: во время
эксперимента испытуемые имели дело не с одним человеком помощником экспериментатора, обычно
служившим объектом агрессии, а с двумя помощниками экспериментатора, из которых один играл роль
ученика, а другой роль второго учителя. (До начала основной процедуры ученик выводил испытуемых из
себя своей оскорбительной манерой поведения он сомневался в их интеллектуальных задатках и
желании и способности выполнить экспериментальные задания.) В двух экспериментальных группах
второму помощнику выпадало первым сыграть роль учителя: он наказывал разрядами электрического тока
ученика до того, как это же проделывал испытуемый. В одном варианте экспериментальных условий
|