Navigation bar
  Print document Start Previous page
 252 of 273 
Next page End  

(модель агрессивного поведения) помощник вел себя необычайно агрессивно, «наказывая» предполагаемую
жертву за ошибки разрядами электрического тока, нажимая кнопки 8, 9 и 10. В другом варианте (модель
неагрессивного поведения) он вел себя сдержанно, неагрессивно, выбирая для наказания разряды тока
малой мощности — кнопки 1, 2 и 3. И наконец, в третьем варианте, в контрольной группе, где
отсутствовала демонстрация какой-либо модели поведения, испытуемые первыми выступали в качестве
учителя, поэтому они были избавлены от влияния действий помощника перед нанесением удара ученику.
Результаты показали, что уровень агрессии у участников эксперимента, наблюдавших модель очень
агрессивного поведения, был выше, чем у испытуемых из контрольной группы. Но (и это наиболее важно
для нас) демонстрация модели неагрессивного поведения в значительной степени снизила уровень агрессии
испытуемых по сравнению с контрольной группой. Причем это сказалось как на интенсивности, так и на
длительности электроразрядов, которые выбирали испытуемые (помощник, конечно, не получал никаких
ударов) для наказания ученика (см. рис. 9. 4).
Подобные результаты были получены в ходе нескольких последующих исследований (Baron, 1971b, 1972b;
Waldman & Baron, 1971). К тому же исследователи ставили своей целью добавить к результатам,
полученным Бэроном и Кепнером, новые данные, — они предположили, что зачастую одного присутствия
человека,
305
демонстрирующего модель неагрессивного поведения, вполне достаточно, чтобы нейтрализовать
агрессивно-провоцирующее влияние от поведения агрессивных индивидов. В ситуациях, когда на
потенциальных агрессоров оказывают влияние как индивиды, демонстрирующие агрессию, так и лица,
демонстрирующие сдержанность, влияние первых в значительной степени может быть подавлено
присутствием вторых. Как показал один из экспериментов (Baron, 1971c), присутствие человека, ведущего
Hosted by uCoz