(модель агрессивного поведения) помощник вел себя необычайно агрессивно, «наказывая» предполагаемую
жертву за ошибки разрядами электрического тока, нажимая кнопки 8, 9 и 10. В другом варианте (модель
неагрессивного поведения) он вел себя сдержанно, неагрессивно, выбирая для наказания разряды тока
малой мощности кнопки 1, 2 и 3. И наконец, в третьем варианте, в контрольной группе, где
отсутствовала демонстрация какой-либо модели поведения, испытуемые первыми выступали в качестве
учителя, поэтому они были избавлены от влияния действий помощника перед нанесением удара ученику.
Результаты показали, что уровень агрессии у участников эксперимента, наблюдавших модель очень
агрессивного поведения, был выше, чем у испытуемых из контрольной группы. Но (и это наиболее важно
для нас) демонстрация модели неагрессивного поведения в значительной степени снизила уровень агрессии
испытуемых по сравнению с контрольной группой. Причем это сказалось как на интенсивности, так и на
длительности электроразрядов, которые выбирали испытуемые (помощник, конечно, не получал никаких
ударов) для наказания ученика (см. рис. 9. 4).
Подобные результаты были получены в ходе нескольких последующих исследований (Baron, 1971b, 1972b;
Waldman & Baron, 1971). К тому же исследователи ставили своей целью добавить к результатам,
полученным Бэроном и Кепнером, новые данные, они предположили, что зачастую одного присутствия
человека,
305
демонстрирующего модель неагрессивного поведения, вполне достаточно, чтобы нейтрализовать
агрессивно-провоцирующее влияние от поведения агрессивных индивидов. В ситуациях, когда на
потенциальных агрессоров оказывают влияние как индивиды, демонстрирующие агрессию, так и лица,
демонстрирующие сдержанность, влияние первых в значительной степени может быть подавлено
присутствием вторых. Как показал один из экспериментов (Baron, 1971c), присутствие человека, ведущего
|