провокации других, чтобы потушить пламя гнева, а не раздуть его еще больше. Точно так же они
представления не имеют о том, как проинформировать других о своих желаниях, и очень расстраиваются,
когда реакции людей не совпадают с их ожиданиями. Зачастую их манера самовыражения по мягкости и
деликатности напоминает наждак. А если присовокупить к этому безразличие к эмоциональному состоянию
других... В результате они постоянно ощущают сильную фрустрацию, говорят слова и делают вещи,
которые настраивают окружающих против них. Похоже, что люди, не обладающие социальными умениями,
занимают в каждом обществе свою нишу среди лиц, совершающих насилие (Toch, 1985). Таким образом,
обучая этих людей социальным умениям, которых им так не хватает, можно постепенно уменьшить
количество случаев проявления агрессии.
К счастью, существуют различные способы обучения людей таким умениям. Более того, овладение ими,
похоже, резко снижает вероятность быть втянутыми в агрессивные взаимоотношения (Schneider & Byrne,
1987). Положительные стороны обучения социальным умениям были продемонстрированы наиболее ярко в
исследовании, осуществленном Шнейдером (Schneider, 1991). В рамках его исследования мальчики и
девочки в возрасте от 7-ми до 14-ти лет из лечебного центра для детей с отклоняющимся поведением
прошли тренинг социальных умений, целью которого было снижение их очень высокого уровня агрессии. С
этими детьми, разделенными на две группы численностью от 2-х до 4-х человек, в течение 12 недель
проводились 30 40-минутные занятия, во время которых дети, выполняя различные упражнения,
обучались тому, как лучше всего вести себя в ситуациях, которые в противном случае могут привести к
агрессии. Например, они научились неагрессивно реагировать на поддразнивания, не принимать близко к
сердцу фрустрирующие ситуации и с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других
детей.
После окончания тренинга исследователи наблюдали, как ведут себя бывшие участники во время отдыха и
игр. Было зафиксировано заметное снижение уровня агрессивности и рост потребности в совместных
действиях. Эти и аналогичные данные позволяют предположить, что привитие социальных умений
агрессивным людям может оказаться весьма полезным оно поможет им избежать опасных стычек с
другими. Другие же способы, позволяющие расширить репертуар социальных умений у жестких, склонных
к агрессии людей, обычно основываются на следующих процедурах:
¦ Моделирование. Этот способ предполагает демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных
умений, примеров адекватного поведения. После показа разных моделей поведения, приводящих к
достижению намеченной цели, у участников тренинга зачастую наблюдается улучшение собственного
поведения.
¦ Ролевые игры. Этот метод предлагает лицам, проходящим тренинг социальных умений, представить себя в
ситуации, когда требуется реализация базовых умений. Это дает им возможность проверить на практике
модели поведения, которым они научились в ходе моделирования или родственных с ним процедур.
¦ Установление обратной связи. Во время этой ступени тренинга социальных умений (которая может
сочетаться с ролевыми играми и даже с моде-
326
лированием) с индивидами устанавливается обратная связь в виде реакций как правило, позитивных
на их поведение. Они поощряются или даже вознаграждаются за желательное и адекватное социальное
поведение. Напротив, положительное подкрепление отсутствует, если они обращаются к прежним,
неприемлемым моделям поведения.
¦ Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. Почти на всех тренингах
социальных умений значительное внимание уделятся тому, чтобы все, чему научились участники, нашло
свое отражение в реальных жизненных ситуациях. Иногда эти программы завершаются тем, что их
участников учат общим принципам принципам, которые уместны всегда и везде. Кроме того,
прилагаются немалые усилия к тому, чтобы занятия во время тренинга и учебные ситуации содержали как
можно больше элементов, характерных для реальной жизненной обстановки. Немало также делается для
того, чтобы разнообразить учебные ситуации, чтобы повысить вероятность обобщения.
Описанные методы зачастую практикуются в группах, состоящих из 6 12 человек. Члены этих групп
тщательно отбираются с тем, чтобы они не слишком отличались по уровню дефицита социальных умений.
|