Что следует из когнитивных моделей
В первом приближении данные когнитивные модели агрессивного поведения дают повод для оптимизма в
вопросе возможности управления агрессией. Согласно им, поведение можно контролировать, «просто»
научая людей реально представлять себе потенциальную опасность, которая может исходить от явно
угрожающих ситуаций или людей. Однако мы не должны игнорировать важную роль эмоций в этих
моделях поведения. И Берковиц (Berkowitz, 1983) и Зильманн (Zillmann, 1988) признают, что агрессия
иногда бывает импульсивной, не подвластной контролю рассудка. Как полагает Зильманн, большинство
людей научаются реагировать на воспринятую ими провокацию ответной агрессией. Так что «на-
48
вык», который они приобретают, когда когнитивные процессы дезинтегрированы, является деструктивным.
В соответствии с данными положениями, подходящим способом научиться контролировать или устранять
импульсивную агрессию представляется выработка конструктивных или неагрессивных привычек в ответ
на провокацию.
АГРЕССИЯ КАК ПРИОБРЕТЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПРЯМОЕ И ВИКАРНОЕ [1]
НАУЧЕНИЕ НАСИЛИЮ
1 Викарное научение научение через наблюдение научения других. (Прим. ред.)
Другое общее теоретическое направление в изучении агрессии включает в себя многие процессы, о которых
уже говорилось в свете рассмотренных выше теорий. Теория социального научения, предложенная
Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение,
которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального
|