Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 273 
Next page End  

поведения. Схема анализа агрессивного поведения с позиции теории социального научения представлена в
табл. 1. 2. В интересах дальнейшего развития теории, которая достаточно широка для того, чтобы вобрать в
себя большинство существующих работ по агрессивному поведению, Бандура (Bandura,1983)
рассматривает роль биологических и мотивационных факторов, хотя делает явный акцент на важности
влияния социального научения.
Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1)
способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий, при
которых они закрепляются.
Короче говоря, глубокое понимание агрессии предполагает знание тех же самых факторов и условий,
которые могут потребоваться для аналогичного анализа многих других моделей поведения. Поскольку мы
вернемся к детальному рассмотрению социальных, средовых и индивидуальных факторов, подстрекающих
к агрессии, в следующих главах, остановимся ниже на проблеме усвоения и регуляции агрессивного
поведения.
49
Усвоение агрессивного поведения
Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя
действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения» (Bandura, 1983).
Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие
движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие
именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при
рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.
Биологические факторы. Хотя в теории социального научения особо подчеркивается роль научения путем
наблюдения и непосредственного опыта в усвоении агрессии, вклад биологических факторов не отрицается.
Как в случае любой двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных
нейрофизиологических механизмов. Проще говоря, нервная система участвует в осуществлении любого
действия, включая и агрессивное. Однако влияние этих основных структур и процессов ограничено. С
позиции социального научения:
Люди наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного
поведения, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется
сознанием. Поэтому различны формы агрессивного поведения, частота его проявлений; ситуации, в
Hosted by uCoz