которых оно развертывается, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом
определяются факторами социального научения (Bandura, 1983).
В случае именно человеческого агрессивного поведения естественные ограничения, обусловленные
биологическими факторами, теряют свою силу за счет способности человека производить и использовать
оружие уничтожения. Подобным образом зависимость между последствиями агрессивных действий и
выживанием различна у людей и животных. Например, в то время как физическая сила может быть важным
условием в выборе брачного партнера у животных, для людей более важным оказываются такие
социальные факторы, как физическая привлекательность и финансовое положение (Bandura, 1983).
Непосредственный опыт. Один из важных способов усвоения человеком широкого диапазона агрессивных
реакций прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия
повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.
Доказательства этого эффекта были получены во многих экспериментах на животных. В этих
исследованиях животные получали различные виды подкрепления (например, пищу, воду, прекращение
стимуляции электрическим током) за агрессивные нападки друг на друга. Получавшие подкрепление
животные быстро приобретали выраженную наклонность к агрессивному поведению. Например, Ульрих,
Джонстон, Ричардсон и Вольф (Ulrich, Johnston, Richardson & Wollf, 1963) обнаружили, что, прежде
смирные, крысы быстро научались атаковать своих соседей по клетке, когда им давали воду только при
условии агрессивного поведения.
Положение о том, что люди также научаются агрессии, по крайней мере, некоторым ее формам, в
настоящее время принимается очень многими (например, Bandura, 1973; Zillmann, 1979). Очевидно, однако,
что во многих случаях человеческого научения, по сравнению с научением у разных видов животных, в
этом процессе более значимо разнообразие видов подкрепления. Так, к числу положительных результатов,
приводящих к заметному усилению тенденции агрессивного поведения как у взрослых, так и у детей,
относятся следующие: получение различных материальных поощрений, таких как деньги, вожделенные
вещи, игрушки и сладости (Borden, Bowen & Taylor, 1971; Borden & Taylor, 1976; Buss, 1971), социальное
одобрение или более высокий статус (Geen & Stonner, 1971; Gentry, 1970), а также более приемлемое
отношение со стороны других людей (Patterson, Zittman & Bricker, 1967).
Научение посредством наблюдения. В то время как непосредственный опыт, видимо, играет важную роль в
усвоении агрессивных реакций, по мнению Бандуры (Bandura, 1973, 1983), научение посредством
наблюдения оказывает даже большее воздействие. Бандура обращает внимание на то, что небезопасно
опираться на метод проб и ошибок. Такой способ усвоения агрессивного поведения не является адаптивным
процессом, поскольку грозит опасными или даже фатальными последствиями. Более безопасно наблюдать
за агрессивным поведением других; при этом формируется «представление о том, как выстраивается
поведение, а в дальнейшем его символическое выражение может служить руководством к действию».
Данное предположение подтверждается массой экспериментальных данных. В исследованиях подобного
толка и дети и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции, к которым ранее не были
предрасположены, просто в процессе наблюдения за поведением других людей (Bandura, 1973; Go-renson,
1970). Дальнейшие исследования показали: нет необходимости демонстрировать вживую на сцене
социальные образцы подобного поведения их
51
символического изображения в кинофильмах, телепередачах и даже в литературе вполне достаточно для
формирования эффекта научения у наблюдателей (Bandura, 1973). И возможно, еще большее значение
имеют случаи, когда люди наблюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или, во всяком
случае, остаются безнаказанными это часто вдохновляет на подобное поведение. Иллюстрацией этому
служат драматические и часто трагические примеры, когда вслед за сообщениями в средствах массовой
информации о необычных формах насилия похожие события происходят очень далеко от тех мест, где они
были первоначально зафиксированы. Видимо, в подобных случаях зрители (или читатели) овладевают
новыми агрессивными приемами посредством викарного научения, а затем, воодушевленные сообщением
об эпизоде насилия, применяют их на практике. Поскольку мы вернемся к вопросу о влиянии социальных
моделей на агрессию в следующих главах, то, заканчивая на этом обсуждение данной темы, отметим:
|