несомненно, экспозиция образцов социальной агрессии часто вооружает как детей, так и взрослых новыми
формами агрессивного поведения, не входившими ранее в их поведенческий репертуар.
Регуляторы агрессивного поведения
Когда агрессивные реакции усвоены, на первый план выступают факторы, отвечающие за их регуляцию,
сохранение, усиление или контроль. Неудивительно, что многие из них схожи с факторами,
способствующими первоначальному усвоению агрессии.
Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это
материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание и/или ослабление или
усиление негативного отношения со стороны других. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом:
например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других. И
наконец, человек может сам себе назначать поощрения и наказания.
Внешние источники. Результативная агрессия, направленная на других, может обеспечить реальные
вознаграждения. Например, дети, с успехом притесняющие своих товарищей по играм, могут постоянно
требовать от них всего, чего хотят игрушек и привилегий. Как отмечал Басс (Buss, 1971), агрессия часто
щедро «вознаграждается» и у взрослых. Например, главари организованной преступности сколачивают
гигантские состояния благодаря квалифицированному применению насилия. Агрессию можно также
контролировать наказанием, актуальным или потенциальным (то есть угрозой). Однако данный подход
содержит определенный риск, поскольку его результаты часто кратковременны и могут незаметно свести
все к принудительному контролю (Bandura & Walters, 1959; Hoffmann, 1960). Детально мы обсудим
проблемы, связанные с наказанием, обусловленным внешними источниками, в главе 3.
Социальные поощрения и одобрения также способствуют агрессивному поведению. Во время войны
солдаты получают медали, а также непосредственное право убивать противников. И хулиган-подросток в
любой стране, в результате успешных нападок на других, обладает значительной долей статуса и престижа,
помимо материальных выгод. В целом одобрение агрессивного поведения вызывает еще большую агрессию
(Geen & Stonner, 1971). Аналогично социальное неодобрение может отбить охоту вести себя агрессивно
(Richardson, Bernstein & Taylor, 1979).
52
Агрессия, видимо, закрепляется также и в тех случаях, когда ведет к ослаблению боли или прекращению
нежелательного обращения. Дети, которые получают положительное подкрепление, манипулируя своими
родными с помощью агрессии или принуждения, более агрессивны в отношениях со сверстниками
(Patterson, 1975).
Викарный опыт. «В целом, как правило, наблюдение поощрения агрессии у других усиливает, а
наблюдение наказания ослабляет тенденцию вести себя подобным образом» (Bandura, 1983). Викарный
опыт может помочь наблюдателю составить представление о возможных последствиях определенного
поведения, а также настроить на ожидание аналогичных наград или наказаний. Данные процессы похожи на
те, которые имеют место при усвоении агрессивных действий путем научения в процессе наблюдения. В
случае викарного подкрепления агрессивное действие уже воспринимается как приемлемое в репертуаре
поведения индивидуума. В данном случае социальные образцы подстрекают к уже усвоенному ответу или
не дают возможности ему проявиться.
Последствия самопоощрения и самонаказания. Модели открытой агрессии могут регулироваться
поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам. Агрессоры могут в той или иной
степени поощрять себя в результате успешных атак на других, вознаграждать себя чем-нибудь и одобрять
|