Исследователи создали начальный массив из 105 вопросов типа «да-нет», некоторые позаимствовав из
других тестов, а некоторые составив заново. Особое внимание уделялось такой формулировке вопросов,
чтобы на ответы испытуемых не влияли их защитные тенденции (то есть нежелание показаться
агрессивными или желание продемонстрировать социально одобряемые качества). Уменьшение
социального давления в вопросах достигалось за счет того, что 1) предполагалось, что агрессивное
поведение уже имеет место, и спрашивалось просто о форме нападения (например, «когда я разозлюсь, я
ругаюсь»); 2) предлагалось оправдание для агрессии (например, «люди, которые постоянно достают вас,
напрашиваются на удар в нос»); 3) использовались охотно одобряемые идиомы (например, «если кто-то
ударит меня первым, я ему покажу»). После того как группа университетских студентов выполнила тест,
исследователи смогли убрать некоторые вопросы (и свести шкалу к 66 вопросам), проанализировав, какие
из них в наибольшей степени связаны друг с другом.
62
Затем исследователи стали проверять надежность и валидность шкалы. Надежность это степень
устойчивости измерений шкалы. Существуют два вида надежности: стабильность, или устойчивость во
времени (то есть человек должен набрать за два разных тестирования сходное количество баллов), и
внутренняя согласованность (то есть измерительные вопросы должны коррелировать друг с другом).
Валидность выражает степень связи измерений шкалы с тем, что хотят измерить. Она подтверждается либо
наличием корреляции между баллами, полученными в тесте, и поведением или эмоциями, которые
измерялись (прогностическая валидность), либо наличием корреляции между измерениями по данной
шкале и по другим аналогичным шкалам (валидность по совместимости).
63
Модифицированная шкала и-з 66 вопросов была предложена группе университетских студентов, после чего
факторный анализ выявил два предсказанных фактора: «враждебность» (состоящую из субшкал
«негодование» и «негативизм») и «агрессию» (состоящую из субшкал «нападение», «косвенная агрессия»,
|