«вербальная агрессия» и «раздражение»). Это подтвердило валидность шкалы, поскольку связь между
субшкалами была такой, как и ожидалось. Затем, чтобы выявить ретестовую стабильность BDHI, он был
предложен группе университетских студентов дважды, с перерывом в пять недель. Басс обнаружил, что
коэффициент корреляции между двумя тестированиями составлял от 0,46 (для «негативизма») до 0,78 (для
«нападения»). Общий балл (сумма по всем субшкалам) имел надежность повторного тестирования 0,82.
Таким образом, хотя стабильность субшкалы «негативизм» низкая, BDHI в целом представляется
достаточно стабильной мерой.
Работы других исследователей принесли дополнительную информацию о надежности и валидности BDHI.
Эдмундс и Кендрик (Edmunds & Kendrick, 1980) получили значение коэффициента стабильности, однако
только в случае испытуемых мужчин близкое к найденному Бассом (Buss, 1961). Они также выявили, что
фактор «агрессия» более устойчив, чем фактор «враждебность». Например, они обнаружили, что фактор
«агрессия» способен выявить различие между людьми, которые и другими способами получают высокие и
низкие оценки агрессивности, но фактор «враждебность» к такому различию нечувствителен. Эдмунде и
Кендрик не обнаружили никакой корреляции между баллом по BDHI и агрессивностью поведения,
измеряемой как готовность индивида подвергнуть другого человека болезненному удару электрическим
током.
Говия и Велисер (Govia & Velicer, 1985) сообщили, что BDHI не коррелирует со шкалой «желательности» в
«Форме исследования личности», благодаря чему подтверждается, что Бассу удалось сформулировать
вопросы так, чтобы избежать влияния на ответы тенденций социальной желательности. Джин и Джордж
(Geen & George, 1969) обнаружили, что количество агрессивных ассоциаций, вызванных агрессивными
словами, коррелирует с общим баллом по BDHI. Другие исследователи показали, что BDHI коррелирует
ожидаемым образом с другими личностными шкалами и шкалами враждебности (Biaggio, 1980; Heyman,
1977; Lipetz & Ossorio, 1967; Sarason, 1961).
Оценивание другими
Еще один вид вербальной информации оценивание другими состоит в том, что человека, чья
агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него. Этот метод наиболее часто используется
в исследованиях детской агрессивности (Boldizar, Perry & Perry, 1989). Оценивания обычно делаются
людьми, знакомыми с поведением испытуемого, например, родителями, друзьями, одноклассниками, сиб-
сами. Преимущества такого оценивания заключаются в том, что окружающие могут быть более
объективны, чем сам испытуемый. Например, «незаинтересованные» индивиды менее склонны поддаваться
давлению социальной желательности; в их ответах не содержится нежелательной информации о них самих.
С другой стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими, которое
может быть искаженным. Взаимоотношения оценивающего с испытуемым тоже могут повлиять на его
оценки. Например, Паттерсон (Patterson, 1977)
64
приводит две проблемы, касающиеся сообщений родителей о поведении их детей: 1) родители зачастую не
обращают внимания на поведение, которое может заинтересовать исследователя; 2) родители склонны
переоценивать позитивные и недооценивать негативные тенденции в поведении детей. Таким образом,
исследователю все равно приходится обдумывать, какие вопросы задавать. Метод оценивания другими
часто применяется при изучении детской агрессии; оценить агрессивность детей просят их учителей или
одноклассников.
Эрон и его коллеги (Eron, Walder, Huesmann & Lefkowitz, 1978) часто использовали оценки сверстников для
изучения детской агрессии. Например, в изучении воздействия родительских наказаний на детскую
агрессивность Эрон, Уолдер, Тойго и Лефковитц (Eron, Walder, Toigo & Lefkowitz, 1963) использовали
|