важному вопросу нужны процедуры, в которых причиняется реальный или воображаемый вред другим. И
хотя «игровые» измерения вроде тех, что использовались в ранних экспериментах с куклой Бобо,
проливают свет на обстоятельства, при которых усваиваются новые формы агрессии, они мало что говорят
нам об условиях, когда эти действия могут быть направлены на живого человека.
74
С другой стороны, существуют свидетельства, что поведение детей в таких игровых ситуациях может в
самом деле коррелировать с их агрессией против других людей. В частности, Джонстон, Де-Люка, Мертаф
и Динер (Johnston, DeLuca, Murtaugh & Diener, 1977) обнаружили, что количество игровой агрессии,
проявленной детьми по отношению к кукле Бобо и другим игрушкам, сильно коррелирует с оценками их
общей агрессивности, сделанными сверстниками (г=0,76) и воспитательницами (г=0,57). При всей их
многозначности, эти данные, разумеется, далеко не окончательные. Например, вот лишь одна из возможных
тонкостей: и высокая оценка агрессивности, и высокая интенсивность атак против куклы Бобо могут
объясняться высоким уровнем моторной активности и мало коррелировать с намерением причинить вред
другим.
Паркер и Роджерс (Parker & Rogers, 1981) разработали для изучения подражательной агрессии у детей
процедуру менее «безопасную», но и менее уязвимую для упомянутой выше критики методики Бандуры. В
их эксперименте детям предоставлялась реальная возможность проявить агрессию против других детей.
Мальчики-испытуемые смотрели видеозапись взаимодействия двух мальчиков-актеров, в котором один из
них действовал агрессивно (например, мешал другому собирать из конструктора грузовик бил его по
руке, загораживал дорогу, воровал блоки) либо сотрудничал (помогал собирать грузовик). Каждый из
испытуемых затем играл с другим мальчиком (ассистентом экспериментатора) в такой же конструктор, как
в видеозаписи. Их игра записывалась на пленку, которую после этого просматривали четыре эксперта,
оценивавшие поведение испытуемых в терминах подражательной агрессии (то есть отталкивание,
загораживание дороги, кража блоков) и неподражательной агрессии. И хотя использованный в процедуре
Паркера и Роджерса метод измерения агрессии менее уязвим для критики, чем нападение на
неодушевленный объект, ассистент в ней рискует тем, что испытуемый может причинить ему реальный
вред. Исследователей беспокоила данная проблема, и они отмечали, что «в этой фазе эксперимента велось
внимательное наблюдение, чтобы гарантировать безопасность обоих мальчиков».
Измерение вербальной агрессии: когда слова (или оценки) ранят
Во многих ранних исследованиях агрессии (Cohen, 1955; Davitz, 1952; Doob & Sears, 1939; McClelland &
Apicella, 1945) изучалась вербальная, а не физическая форма причинения вреда другим. В этих
экспериментах испытуемых предварительно фрустрировали или подстрекали в какой-либо форме, а затем
им предоставляли возможность посчитаться со своим обидчиком посредством вербальных комментариев,
письменных отзывов или более формальных оценок. Хотя подобные процедуры уже не являются слишком
распространенным подходом при наблюдении агрессии в лаборатории, они все еще используются довольно
часто (Kulik & Brown, 1979; Ohbuchi, Kameda & Agarie, 1989).
Лабораторные исследования вербальной агрессии различаются по степени ограничений, накладываемых
экспериментатором на выражение вербальных реакций испытуемых. В некоторых случаях реакции
испытуемых ограничены их ответами на опросник. Наименьшие ограничения имеют место, когда
экспериментатор разрешает испытуемым свободно выражать их вербальную агрессию. В последнем случае
самому исследователю приходится определять, какие ответы следует считать агрессивными. Обычно это
делается с помощью того или иного вида кон-
|