Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 273 
Next page End  

важному вопросу нужны процедуры, в которых причиняется реальный или воображаемый вред другим. И
хотя «игровые» измерения вроде тех, что использовались в ранних экспериментах с куклой Бобо,
проливают свет на обстоятельства, при которых усваиваются новые формы агрессии, они мало что говорят
нам об условиях, когда эти действия могут быть направлены на живого человека.
74
С другой стороны, существуют свидетельства, что поведение детей в таких игровых ситуациях может в
самом деле коррелировать с их агрессией против других людей. В частности, Джонстон, Де-Люка, Мертаф
и Динер (Johnston, DeLuca, Murtaugh & Diener, 1977) обнаружили, что количество игровой агрессии,
проявленной детьми по отношению к кукле Бобо и другим игрушкам, сильно коррелирует с оценками их
общей агрессивности, сделанными сверстниками (г=0,76) и воспитательницами (г=0,57). При всей их
многозначности, эти данные, разумеется, далеко не окончательные. Например, вот лишь одна из возможных
тонкостей: и высокая оценка агрессивности, и высокая интенсивность атак против куклы Бобо могут
объясняться высоким уровнем моторной активности и мало коррелировать с намерением причинить вред
другим.
Паркер и Роджерс (Parker & Rogers, 1981) разработали для изучения подражательной агрессии у детей
процедуру менее «безопасную», но и менее уязвимую для упомянутой выше критики методики Бандуры. В
их эксперименте детям предоставлялась реальная возможность проявить агрессию против других детей.
Мальчики-испытуемые смотрели видеозапись взаимодействия двух мальчиков-актеров, в котором один из
них действовал агрессивно (например, мешал другому собирать из конструктора грузовик — бил его по
руке, загораживал дорогу, воровал блоки) либо сотрудничал (помогал собирать грузовик). Каждый из
испытуемых затем играл с другим мальчиком (ассистентом экспериментатора) в такой же конструктор, как
в видеозаписи. Их игра записывалась на пленку, которую после этого просматривали четыре эксперта,
оценивавшие поведение испытуемых в терминах подражательной агрессии (то есть отталкивание,
загораживание дороги, кража блоков) и неподражательной агрессии. И хотя использованный в процедуре
Паркера и Роджерса метод измерения агрессии менее уязвим для критики, чем нападение на
неодушевленный объект, ассистент в ней рискует тем, что испытуемый может причинить ему реальный
вред. Исследователей беспокоила данная проблема, и они отмечали, что «в этой фазе эксперимента велось
внимательное наблюдение, чтобы гарантировать безопасность обоих мальчиков».
Измерение вербальной агрессии: когда слова (или оценки) ранят
Во многих ранних исследованиях агрессии (Cohen, 1955; Davitz, 1952; Doob & Sears, 1939; McClelland &
Apicella, 1945) изучалась вербальная, а не физическая форма причинения вреда другим. В этих
экспериментах испытуемых предварительно фрустрировали или подстрекали в какой-либо форме, а затем
им предоставляли возможность посчитаться со своим обидчиком посредством вербальных комментариев,
письменных отзывов или более формальных оценок. Хотя подобные процедуры уже не являются слишком
распространенным подходом при наблюдении агрессии в лаборатории, они все еще используются довольно
часто (Kulik & Brown, 1979; Ohbuchi, Kameda & Agarie, 1989).
Лабораторные исследования вербальной агрессии различаются по степени ограничений, накладываемых
экспериментатором на выражение вербальных реакций испытуемых. В некоторых случаях реакции
испытуемых ограничены их ответами на опросник. Наименьшие ограничения имеют место, когда
экспериментатор разрешает испытуемым свободно выражать их вербальную агрессию. В последнем случае
самому исследователю приходится определять, какие ответы следует считать агрессивными. Обычно это
делается с помощью того или иного вида кон-
Hosted by uCoz