Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 273 
Next page End  

Воздействие наказаний представляется довольно длительным. Последующие эксперименты с теми же
самыми детьми выявили, что суровость наказаний, применявшихся к детям, когда им было 8 лет,
коррелировала с агрессивностью их поведения в 18- и 30-летнем возрасте. Лефковитц и другие (Lefkowitz et
al., 1977) сообщают, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8 лет
родители наказывали умеренно. «Когда родители слишком снисходительно или слишком сурово относятся
к агрессивности своих сыновей, эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны быть более
агрессивными». Эрон и Хьюсман (Егоп & Huesmann, 1984) сообщают, что суровость наказаний в 8-летнем
возрасте положительно коррелирует с оценкой собственной агрессивности в возрасте тридцати лет и с
суровостью, с которой испытуемые наказывают своих собственных детей.
Контроль
Паттерсон и Стаутхамер-Лебер (Patterson & Stouthamer-Loeber, 1984) изучали зависимость между
характером семейного руководства и асоциальностью. Исследователи проанализировали взаимоотношения
в семьях более чем двухсот мальчиков из четвертого, седьмого и десятого класса. Они обнаружили, что два
параметра семейного руководства — контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях) и
последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия)
связаны с количеством приводов ребенка в полицию и с его личной оценкой собственного образа жизни по
отношению к социальным нормам. При этом сыновья родителей, которые не следили за их поведением и
были непоследовательны в наказаниях, как правило, вели себя асоциально. Паттерсон и Стаутхамер-Лебер
так резюмируют свои данные:
97
«Кажется, что родители асоциальных детей безразличны к их времяпрепровождению, к сорту их компаний
и роду занятий... такие родители менее склонны в качестве наказания запрещать ребенку делать то, что ему
бы очень хотелось, или не давать ему денег на карманные расходы... Если они вообще обратят на это
внимание, то наиболее вероятны нотации, брань и угрозы; в любом случае эти придирки не приведут к
эффективным результатам».
Другие факторы
Наряду с прямыми поощрениями и наказаниями родители преподают своим детям урок на тему
агрессивности непосредственной реакцией на детские взаимоотношения. В нескольких экспериментах
изучался эффект от вмешательства родителей при агрессии между братьями-сестрами (Bennett, 1990; Dunn
& Munn, 1986; Felson, 1983; Felson & Russo, 1988). Фельсон и Руссо (Felson & Russo, 1988) утверждают, что
подобный шаг со стороны родителей может на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку
младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они не колеблясь
вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому,
что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительного времени держат осаду
Hosted by uCoz