старших братьев или сестер. Отсюда несколько неожиданный вывод «без родительского вмешательства
агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного
разницей в возрасте». Свыше трехсот учащихся начальной школы (у которых был по крайней мере один
брат или сестра) и их родители были опрошены на предмет того, каким образом родители наказывают детей
за драку, как часты в их семье случаи вербальной и физической агрессии и кто из детей бывает
зачинщиком. Исследователи обнаружили, что младшие братья или сестры чаще начинают драку. Кроме
того, как показано на рис. 3. 1, дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают никого из
детей, и часто проявляют агрессию, если наказывают старших. Мы снова получили свидетельства того, что
наказание увеличивает вероятность возникновения агрессии.
Паттерсон (Patterson, 1984) получил сходные результаты относительно вмешательства родителей в ссоры их
детей и выдвинул гипотезу о способах уменьшения вероятности подкрепления агрессивного поведения.
Специалисты Орегонского центра социального обучения (где Паттерсон проводил свое исследование)
предложили относиться к агрессии между сибсами следующим образом: «Если можете, игнорируйте ее.
Если не можете игнорировать, применяйте для ее прекращения эффективные наказания (например,
"удаление с поля брани")». Итак, игнорируя или наказывая агрессивное поведение, родители избегают
подкреплять поведение, с которым хотят покончить.
98
Резюме
Этот обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства и агрессивным поведением позволяет прийти
к заключению, что и вседозволенность (в смысле отсутствия контроля за поведением ребенка), и слишком
суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности ребенка. Отчет Лефковитца и его
коллег (Lefkowitz et al., 1977) о нелинейности функциональной зависимости между суровостью наказания и
агрессивностью, кажется, наглядно отражает характер взаимосвязи этих переменных. Однако эти данные в
некотором роде являются чисто эмпирическими, то есть не позволяют объяснить корреляцию этих двух
переменных.
Хотя существуют заслуживающие внимания свидетельства о связи между различными характеристиками
семьи и возможностью развития агрессивного поведения, ее причинно-следственная направленность
неясна. Так, родители маленького Мартина, в ответ на его агрессивное, вспыльчивое поведение, могут
применять суровые физические наказания или мать может начать холодно относиться к нему. С другой
стороны, Мартин может быть агрессивным и вспыльчивым ребенком, ибо мать его игнорирует, а
применение родителями физических наказаний научило его вести себя агрессивно, чтобы суметь отстоять
свои интересы.
99
МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВЛИЯНИЯ
|