действенным, чем отсроченное, когда в течение некоторого времени не делается никаких замечаний и
оценок нежелательных действий. Кроме того, немедленное наказание приносит неприятности до того, как
нарушитель сможет осознать удовольствие от совершенного проступка. «Чистое наказание убеждает в
большей степени, чем наказание, к ощущениям от которого примешивается удовольствие от совершенного
проступка» (Bandura, 1986).
Выше, в разделе о стилях семейного руководства, мы отмечали, что у ребенка непоследовательные
наказания ассоциируются с агрессией. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои
угрозы на практике, по сути дела учат ребенка игнорировать их самих. Тот, кто сотрясает словами воздух
предъявляет негативные вербальные стимулы или постоянно командует ребенком неумышленно дает
ему понять, что команды и угрозы не имеют большого значения (Blanchard & Blanchard, 1986). Наказание
окажется наиболее эффективным, если его будут применять последовательно, то есть за одно и то же
нарушение всегда будет назначаться одна и та же санкция; нельзя один раз наказать за проступок, а в
другой раз проигнорировать подобное поведение.
И наконец, предлагая альтернативу поведению, за которое ребенок был наказан, вы закладываете
фундамент будущих поощрений (Bandura, 1973). Вдобавок, разъясняя, какой поступок повлек за собой
наказание и рассматривая возможные альтернативы поведения, вы не создаете барьеры, которые могут
помешать осуществлению каких-либо действий вообще и желаемых в частности. Например, Мартин часто
перебивает взрослых, когда те разговаривают. Если родители накажут его без объяснений, он, возможно,
подумает, что ему просто запрещено говорить, и может стать робким и застенчивым, особенно в
присутствии взрослых. Если же родители Мартина объяснят ему, что нельзя перебивать других людей, и
будут отвечать ребенку, когда он потребует их внимания в подходящие моменты, тогда, вероятно, он
научится проявлять в аналогичных ситуациях адекватные социальные навыки.
Процедуры типа временной изоляции, хотя и относятся к наказаниям, означают отсутствие поощрения, а не
демонстрацию неприязненного отношения, поэтому они не вызывают многих проблем, неизбежных при
физических наказаниях (Bandura, 1986). Такие процедуры эффективны для модификации поведения
непослушных и агрессивных детей (Blanchard & Blanchard, 1986). Когда ребенок ведет себя плохо, его на
короткое время оставляют в одиночестве в тихой комнате.
«Ребенку должно быть четко разъяснено, почему в качестве наказания выбрана именно временная
изоляция. Эта процедура дает ребенку понять, что отклоняющееся поведение не поощряется и не
принимается и что пока он не научится себя вести, ему нельзя будет общаться с другими» (Perry & Bussey,
1984).
И наконец, любое наказание требует разъяснения, оно должно занимать определенную нишу в системе
эмоциональных отношений между родителями и ребенком.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
Дети усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемлемые социально) в ходе
взаимодействия с другими детьми. И различные формы агрессивного поведения также возникают при
общении со сверстниками. В этом разделе мы рассмотрим то, как ребенок, общаясь с другими детьми,
приобретает навыки агрессивного поведения, и то, к каким последствиям приводит агрессивная реакция
ребенка на сверстников.
|