Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 273 
Next page End  

действенным, чем отсроченное, когда в течение некоторого времени не делается никаких замечаний и
оценок нежелательных действий. Кроме того, немедленное наказание приносит неприятности до того, как
нарушитель сможет осознать удовольствие от совершенного проступка. «Чистое наказание убеждает в
большей степени, чем наказание, к ощущениям от которого примешивается удовольствие от совершенного
проступка» (Bandura, 1986).
Выше, в разделе о стилях семейного руководства, мы отмечали, что у ребенка непоследовательные
наказания ассоциируются с агрессией. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои
угрозы на практике, по сути дела учат ребенка игнорировать их самих. Тот, кто сотрясает словами воздух
— предъявляет негативные вербальные стимулы или постоянно командует ребенком — неумышленно дает
ему понять, что команды и угрозы не имеют большого значения (Blanchard & Blanchard, 1986). Наказание
окажется наиболее эффективным, если его будут применять последовательно, то есть за одно и то же
нарушение всегда будет назначаться одна и та же санкция; нельзя один раз наказать за проступок, а в
другой раз — проигнорировать подобное поведение.
И наконец, предлагая альтернативу поведению, за которое ребенок был наказан, вы закладываете
фундамент будущих поощрений (Bandura, 1973). Вдобавок, разъясняя, какой поступок повлек за собой
наказание и рассматривая возможные альтернативы поведения, вы не создаете барьеры, которые могут
помешать осуществлению каких-либо действий вообще и желаемых в частности. Например, Мартин часто
перебивает взрослых, когда те разговаривают. Если родители накажут его без объяснений, он, возможно,
подумает, что ему просто запрещено говорить, и может стать робким и застенчивым, особенно в
присутствии взрослых. Если же родители Мартина объяснят ему, что нельзя перебивать других людей, и
будут отвечать ребенку, когда он потребует их внимания в подходящие моменты, тогда, вероятно, он
научится проявлять в аналогичных ситуациях адекватные социальные навыки.
Процедуры типа временной изоляции, хотя и относятся к наказаниям, означают отсутствие поощрения, а не
демонстрацию неприязненного отношения, поэтому они не вызывают многих проблем, неизбежных при
физических наказаниях (Bandura, 1986). Такие процедуры эффективны для модификации поведения
непослушных и агрессивных детей (Blanchard & Blanchard, 1986). Когда ребенок ведет себя плохо, его на
короткое время оставляют в одиночестве в тихой комнате.
«Ребенку должно быть четко разъяснено, почему в качестве наказания выбрана именно временная
изоляция. Эта процедура дает ребенку понять, что отклоняющееся поведение не поощряется и не
принимается и что пока он не научится себя вести, ему нельзя будет общаться с другими» (Perry & Bussey,
1984).
И наконец, любое наказание требует разъяснения, оно должно занимать определенную нишу в системе
эмоциональных отношений между родителями и ребенком.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
Дети усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемлемые социально) в ходе
взаимодействия с другими детьми. И различные формы агрессивного поведения также возникают при
общении со сверстниками. В этом разделе мы рассмотрим то, как ребенок, общаясь с другими детьми,
приобретает навыки агрессивного поведения, и то, к каким последствиям приводит агрессивная реакция
ребенка на сверстников.
Hosted by uCoz