Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 273 
Next page End  

Научение агрессивным действиям
Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в
ход кулаки или оскорбление). Шумные игры — в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся,
пинаются и стараются причинить друг другу какой-то вред — фактически могут оказаться сравнительно
«безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им нравятся их партнеры по
шумным играм и они редко получают травмы во время таких игр (Humphrey & Smith, 1987).
Существуют также свидетельства, полученные при изучении детей, посещавших дошкольные учреждения,
что частое общение со сверстниками может быть связано с последующей агрессивностью (Belsky &
Steinberg, 1978; Haskins, 1985). Хаскинс (Haskins, 1985) сообщает, что дети, которые в течение пяти лет
перед школой регулярно посещали детский сад, оценивались учителями как более агрессивные, чем
посещавшие детский сад менее регулярно. Можно предположить, что дети, которые чаще
«практиковались» в агрессивном поведении со сверстниками (например, в детском саду), успешнее усвоили
подобные реакции и скорее способны применить их в других условиях (например, в школе).
105
Агрессия и социальный статус
Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык «самых неприятных» (Dodge,
1983; Dodge, Coie & Brakke, 1982; Dubow, 1988; Наrtup, Glazer & Charlesworth, 1967; Lyons, Serbin &
Marchessault, 1988; McGuire, 1973; Perry, Kusel & Perry, 1988; Shantz, 1986). Кои и Купершмидт (Coie &
Kupersmidt, 1983) исследовали зависимость между агрессивностью и социальным статусом на выборках
знакомых между собой и незнакомых детей. Установив социальный статус учеников четвертых классов
(основой послужили отзывы их одноклассников), исследователи пригласили мальчиков — как знакомых
между собой (то есть все — из одного и того же класса), так и незнакомых (например, все — из разных
школ) — после школьных занятий принять участие в командной игре. В полном соответствии с
результатами других экспериментов, школьники, которые оценивались своими сверстниками как «самые
неприятные», в общении со сверстниками чаще демонстрировали социальное поведение, как вербальное
(угрозы, ругательства), так и физическое (удары, пинки), вызывающее неприязнь. Согласно сообщениям
других членов их команд, «самые неприятные» проявляли также наибольшую неуживчивость и
наибольшую готовность подраться. В большинстве случаев, независимо от того, играл ли ученик со
знакомыми или незнакомыми ребятами, его социальный статус в игровой группе был таким же, как в
классе. Хотя до сих пор нет адекватных данных, свидетельствующих о наличии жесткой причинно-
оледственной связи между агрессивностью и социальным статусом среди сверстников, этот эксперимент
все-таки продемонстрировал, что и неприязнь сверстников, и агрессивность — параметры, сохраняющиеся
в различных ситуациях, то есть, если ребенок агрессивен и нелюбим в школе, он скорее всего будет
агрессивен и нелюбим и в другой окружающей обстановке.
Приведенные выше данные могли бы позволить нам предположить, что отвергаемый сверстниками ребенок
должен быть весьма неприятным субъектом с малым количеством друзей.
Hosted by uCoz