Navigation bar
  Print document Start Previous page
 89 of 273 
Next page End  

процессы за это ответственны. Всю сумму влияния, которое оказывает наблюдение насильственного
поведения на свидетеля, обычно можно разложить на четыре важнейших слагаемых. Во-первых, очевидно,
что человек, ставший свидетелем насилия, зачастую открывает для себя новые грани агрессивного
поведения, то есть обучается вербальным и физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его
поведенческом репертуаре и посредством которых можно причинять вред окружающим. Такое обучение
посредством наблюдения — хорошо изученный феномен, которому давно отводится главная роль в
объяснениях воздействия примеров насильственного поведения (Bandura, 1977; Geen, 1983).
Во-вторых, индивидуум, наблюдающий агрессивные действия других, зачастую может кардинально
пересмотреть поставленные ранее им самим ограничения подобного поведения, рассуждая, что если другие
безнаказанно проявляют агрессию, то, значит, и ему позволительно то же самое. Этот эффект снятия
запретов может увеличить вероятность проявления агрессивных действий со стороны наблюдателя, более
того, постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной
восприимчивости к агрессии и к признакам чужой боли (Cline, Croft & Courrier, 1973; Rule & Ferguson,
1986; Thomas, Horton, Lippincott & Drabman, 1977). В результате наблюдатель настолько привыкает к
насилию и его последствиям, что перестает рассматривать его как особую форму
107
поведения, и теперь его фактически ничто не удерживает от участия в подобных действиях. И наконец,
постоянное наблюдение агрессии может изменить индивидуальный образ реальности (Gerbner & Gross,
1976; Rule & Ferguson, 1986; Thomas & Drabman, 1978; Williams, Zabrack & Joy, 1982). Это означает, Что
люди, часто наблюдающие насилие, склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир как враждебно
настроенный по отношению к ним. Такое искажение может легко привести к обостренному ощущению
угрозы и к склонности реагировать агрессивно.
Обучение на живых примерах: глядя на других людей
Главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. В
литературе о насилии в семье описывается «цикл насилия»; его суть в том, что дети, которые видели, как их
родители «практиковали» физическое насилие по отношению друг к другу, склонны воспроизводить
аналогичные ситуации во взаимоотношениях с другими (Emery, 1982; Kruttschnitt, Heath & Ward, 1986;
Steinmetz, 1977; Widom, 1989). Например, Джеллес (Gelles, 1987) сообщает, что люди, ставшие в детстве
свидетелями сцен физического насилия между родителями, были более склонны к физическим разборкам
со своими супругами, чем те, кто никогда не был свидетелем родительских драк .
Штайнметц (Steinmetz, 1977) следующим образом описывает цикл насилия:
«Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов
разрешения семейных конфликтов, используемых их родителями... Более того, когда дети вырастают и
вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие неотъемлемой частью их поведенческого
репертуара, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством
создания характерного стиля дисциплины».
Каммингз и его коллеги провели серию экспериментов по изучению реакции детей на фоновую ссору
(Cummings, 1987; Cummings, Iannotti & Zahn-Waxler, 1985; Cummings, Pellegrini, Notarius & Cummings, 1989;
Cummings, Vogel, Cummings & El-Sheikh, 1989). Предъявляя маленьким детям записи звуков или
изображения, ассоциирующиеся со ссорами взрослых, исследователи рассчитывали получить ответ на
Hosted by uCoz