процессы за это ответственны. Всю сумму влияния, которое оказывает наблюдение насильственного
поведения на свидетеля, обычно можно разложить на четыре важнейших слагаемых. Во-первых, очевидно,
что человек, ставший свидетелем насилия, зачастую открывает для себя новые грани агрессивного
поведения, то есть обучается вербальным и физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его
поведенческом репертуаре и посредством которых можно причинять вред окружающим. Такое обучение
посредством наблюдения хорошо изученный феномен, которому давно отводится главная роль в
объяснениях воздействия примеров насильственного поведения (Bandura, 1977; Geen, 1983).
Во-вторых, индивидуум, наблюдающий агрессивные действия других, зачастую может кардинально
пересмотреть поставленные ранее им самим ограничения подобного поведения, рассуждая, что если другие
безнаказанно проявляют агрессию, то, значит, и ему позволительно то же самое. Этот эффект снятия
запретов может увеличить вероятность проявления агрессивных действий со стороны наблюдателя, более
того, постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной
восприимчивости к агрессии и к признакам чужой боли (Cline, Croft & Courrier, 1973; Rule & Ferguson,
1986; Thomas, Horton, Lippincott & Drabman, 1977). В результате наблюдатель настолько привыкает к
насилию и его последствиям, что перестает рассматривать его как особую форму
107
поведения, и теперь его фактически ничто не удерживает от участия в подобных действиях. И наконец,
постоянное наблюдение агрессии может изменить индивидуальный образ реальности (Gerbner & Gross,
1976; Rule & Ferguson, 1986; Thomas & Drabman, 1978; Williams, Zabrack & Joy, 1982). Это означает, Что
люди, часто наблюдающие насилие, склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир как враждебно
настроенный по отношению к ним. Такое искажение может легко привести к обостренному ощущению
угрозы и к склонности реагировать агрессивно.
Обучение на живых примерах: глядя на других людей
Главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. В
литературе о насилии в семье описывается «цикл насилия»; его суть в том, что дети, которые видели, как их
родители «практиковали» физическое насилие по отношению друг к другу, склонны воспроизводить
аналогичные ситуации во взаимоотношениях с другими (Emery, 1982; Kruttschnitt, Heath & Ward, 1986;
Steinmetz, 1977; Widom, 1989). Например, Джеллес (Gelles, 1987) сообщает, что люди, ставшие в детстве
свидетелями сцен физического насилия между родителями, были более склонны к физическим разборкам
со своими супругами, чем те, кто никогда не был свидетелем родительских драк .
Штайнметц (Steinmetz, 1977) следующим образом описывает цикл насилия:
«Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов
разрешения семейных конфликтов, используемых их родителями... Более того, когда дети вырастают и
вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие неотъемлемой частью их поведенческого
репертуара, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством
создания характерного стиля дисциплины».
Каммингз и его коллеги провели серию экспериментов по изучению реакции детей на фоновую ссору
(Cummings, 1987; Cummings, Iannotti & Zahn-Waxler, 1985; Cummings, Pellegrini, Notarius & Cummings, 1989;
Cummings, Vogel, Cummings & El-Sheikh, 1989). Предъявляя маленьким детям записи звуков или
изображения, ассоциирующиеся со ссорами взрослых, исследователи рассчитывали получить ответ на
|