Мартин любит подолгу смотреть телевизор. Приходя домой из детского сада, он «прилипает» взглядом к
экрану и сидит так, пока его не отправят ложиться спать. Поскольку по телевизору показывают немало сцен
насилия, Мартин регулярно видит, как телеперсонажи выясняют отношения с помощью агрессивного
поведения. Отождествляя себя с ними, Мартин вспоминает, какие агрессивные действия выбирали герои,
чтобы справиться с той или иной проблемой. Увиденные им сцены насилия стимулируют появление
агрессивных фантазий, помогая
116
ему отрепетировать, как он будет решать проблемы с помощью агрессии. Если семейные отношения или
его общение со сверстниками будут играть роль подкрепления агрессии, агрессивное поведение может
стать привычкой. Результирующая агрессивность в межличностных отношениях скорее всего будет мешать
ему достичь успехов на социальном и академическом поприще, порождая фрустрацию и соответственно
повышение уровня агрессивности. Кроме того, снижение популярности среди сверстников и плохие оценки
в школе приведут к тому, что Мартин начнет проводить больше времени у телевизора. Поскольку его
интеллектуальный потенциал ограничен, простые решения, предполагающие агрессивные действия,
которые он увидит по телевизору, легко станут частью его поведенческого репертуара. Поскольку он по-
прежнему станет посвящать большую часть дня просмотру телевизионных программ, времени на учебу
хватать не будет и он останется в изоляции от своих сверстников. И круг замкнется Мартин будет
117
продолжать учиться воплощать агрессивное поведение в жизнь, станет чаще прибегать к нему (ведь
телегероев за него не наказывают), будет отпугивать от себя сверстников и снова приходить к выводу, что
телевизор вещь более приятная, чем общество сверстников. Эта циклическая модель воздействия
телевидения на развитие агрессивности изображена на графике (см. рис. 3. 6). Как предполагает модель
Хьюсманна, зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя назвать однозначной.
Неверно, что, посмотрев свою любимую остросюжетную программу, где герои иногда совершают
агрессивные поступки, дети готовы сорваться и накинуться на любого, кого угораздило встретиться у них
на пути. Судя по проценту положительных результатов в большинстве исследований, вероятность более
яркого проявления агрессивных наклонностей после просмотра подобных материалов скорее всего
невелика. Более того, как мы отмечали в данной главе, существует огромное количество факторов,
влияющих на количество осуществленных агрессивных действий, так что воздействие любого из них по
отдельности, видимо, очень мало. В итоге, в то время как имеющиеся свидетельства дают реальное
подтверждение гипотезе, что высокий уровень насилия, характерный для современной кино- и
телепродукции, предположительно, оказывает, наряду с другими факторами, свое влияние на
осуществление некоторых видов агрессивного поведения, не следует переоценивать важность этой
зависимости.
ВЛИЯНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИИ
То, что дети думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях детской
агрессивности могут быть связаны с различными путями познания ребенком окружающего мира (Feshbach,
1974; Miller & DeMarie-Dreblow, 1990). Этот раздел будет посвящен двум сходным моделям: одна из них
обстоятельно изложена Доджем и Криком (Dodge & Crick, 1990), другая разработана Хьюсманном
(Huesmann, 1988). Эти модели делают видимыми когнитивные процессы, связанные с агрессивным
поведением. На рис. 3. 7 показано, как в этой когнитивной модели объясняется агрессивное поведение
Мартина.
|