наблюдений, исследователь в состоянии установить, связан ли просмотр телевизора в момент времени 1 с
агрессивностью в момент времени 2.
Например, Зингер и Зингер (Singer & Singer, 1981), чей эксперимент мы упоминали выше, действительно
собирали данные о просмотре телепрограмм и поведении детей в детском саду четыре раза в год. Они
полагают, что:
"...если существует значимая причинно-следственная связь между частотой просмотра или типом
телепрограмм и проявляющимися у детей агрессивными наклонностями, мы сможем установить это,
поскольку наблюдаем за детьми в течение года, что составляет заметную долю от всей продолжительности
их жизни к данному моменту".
То есть, если просмотр телепередач причина агрессии, то корреляция между просмотром в момент
времени 1 и агрессивностью в момент времени 2 будет выше, чем корреляция между просмотром в момент
2 и агрессивностью в момент 1. Если же корреляция будет выявлена во втором случае, то это подтвердит
гипотезу, выдвинутую критиками корреляционных исследований: из-за характерного для конкретного
ребенка высокого уровня агрессивности он будет предпочитать телепрограммы с насилием. Результаты,
однако, подтвердили первую гипотезу. Исследователи обнаружили значительную связь между просмотром
телепередач в момент времени 1 и агрессивностью спустя 9 месяцев.
Хьюсманн, Эрон, Лефковитц и Уолдер (Huesmann, Eron, Lefkowitz & Walder, 1984) отслеживали
корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение двадцати двух лет. Они
обнаружили, что привычки телезрителя в возрасте 8 лет коррелируют с тяжестью совершенных им
преступлений и вынесенных ему приговоров в возрасте 30 лет. На основе этих и других данных лон-
гитюдных исследований Хьюсманн (Huesmann, 1984) разработал комплексную модель долговременной
корреляции между просмотром телепередач и совершением насилия. На рис. 3.6 ив примере с маленьким
Мартином представлены весьма упрощенные версии модели Хьюсманна.
|