испытуемых уровня агрессии, направленной на сверстников. Чтобы определить, действительно ли это так,
за занятиями подростков наблюдали и в дни
114
демонстрации фильмов. Результаты, хотя и не подтвердили полностью выдвинутую гипотезу, частично все
же доказали ее правоту: испытуемые, смотревшие фильмы со сценами насилия, действительно
демонстрировали увеличение уровня агрессивности в некоторых, хотя и не всех, ее формах. В отличие от
них, у испытуемых, смотревших фильмы без сцен насилия, не было отмечено устойчивых изменений в
поведении.
Тем не менее существуют данные полевых экспериментов, которые опровергают тезис о том, что
демонстрация насилия в масс-медиа способствует проявлению агрессивности. Фешбах и Зингер (Feshbach
& Singer, 1971) обнаружили, что мальчики, сидевшие в течение шести недель на «строгой диете
агрессивных телепрограмм», фактически проявляли во взаимоотношениях с окружающими меньший
уровень агрессивности, чем мальчики, смотревшие в течение того же периода неагрессивные программы.
Аналогично Милграм и Шотланд (Milgram & Shotland, 1973) сообщают, что и у наблюдавших, и у не
наблюдавших в телепрограммах различные антисоциальные действия (например, воровство, хулиганские
телефонные звонки) не произошло ни возрастания, ни уменьшения уровня подобных действий. Хотя
результаты большинства полевых экспериментов скорее подтверждают предположение о том, что
наблюдение насилия в средствах массовой информации продуцирует дальнейшую агрессивность,
интерпретация данных этих экспериментов вызвала разноречивые отклики (Freedman, 1984, 1986; Friedrich-
Cofer & Huston, 1986; Howitt & Dembo, 1974). Фридрих-Кофер и Хастон утверждают, что «как
представляется, общее систематическое отклонение в этих полевых экспериментах направлено в сторону
недооценки воздействия телевизионного насилия». Безусловно, сцены насилия, демонстрируемые в ходе
эксперимента, воздействуют на испытуемых неизмеримо слабей, чем аналогичные, но наблюдаемые по
телевизору вне эксперимента сцены. Вдобавок трудно получить точные измерения уровня агрессии в
«методологически "зашумленном" естественном контексте, в котором дисперсия возрастает из-за появления
множества не относящихся к цели эксперимента переменных и в котором обычный лабораторный контроль
неэффективен».
Исследователи провели эксперименты двух различных типов, направленные на выявление корреляции
между наблюдением насилия по телевизору и агрессивным поведением. Большинство экспериментов было
основано на одновременном замере обеих переменных и вычислении коэффициента корреляции между
ними (Greenberg, 1975; Hartnagel, Teevan & Mclntyre, 1975; McCarthy, Langner, Gerstein, Eisenberg & Orzeck,
1975). Например, Зингер и Зингер (Singer & Singer, 1981) попросили родителей записывать, что смотрят их
трех- и четырехлетние дети по телевизору, и наблюдать за их агрессивностью во время игр в детском саду.
Исследователи сообщили, что дети, смотревшие много телепередач, и особенно остросюжетные и
детективные фильмы, а также передачи для взрослых, были более непослушными, а также проявляли во
время игр агрессивность и раздражительность. Однако ученые признают, что эти результаты могут быть
объяснены влиянием какой-то третьей переменной: возможно, дети с низким социально-экономическим
статусом или низким IQ (коэффициентом интеллектуальности) смотрят больше телепередач, а их
агрессивное поведение можно объяснить нищенским существованием. Анализ, учитывающий влияние
«третьей переменной», раскрыл, что интеллект и социально-экономический статус не играют
определяющей роли в корреляции между просмотром телепрограмм и агрессивным поведением в
дальнейшем. Еще один интересный результат их эксперимента: они обнаружили, что дети, которые часто
смотрят телепередачи, такие как «Mister Rogers» и «Sesame Street», проявляют меньше агрессии, чем те, кто
мало смотрит познавательные телепередачи.
115
Фридман (Freedman, 1984) следующим образом сформулировал результаты корреляционных исследований:
«Хотя результаты не совсем устойчивы, представляется очевидным, что дети и подростки, чаще смотрящие
или предпочитающие телепередачи со сценами насилия, бывают более агрессивными». Но можно ли
отсюда заключить, что созерцание сцен насилия в телепередачах вызывает у людей агрессивность? Как мы
отмечали в главе 2, это не столь однозначно. Мы не можем выявить причинно-следственную связь на
основе простой корреляции между одновременными событиями. Существует, однако, корреляционный
метод, позволяющий установить причинно-следственную зависимость. Собрав данные длительных
|