Несмотря на то что эксперименты «второго поколения» позволили устранить некоторые недостатки ранних
экспериментов с куклой Бобо, они тоже оказались под огнем критики. Указывали на следующие недостатки
(Cook, Kendzierski & Thomas, 1983; Freedman, 1984; Kaplan & Singer, 1986): 1) причинение вреда нажатием
кнопки «нереалистично», потому что это действие совсем не похоже на те акты, посредством которых люди
причиняют друг другу вред; кроме того, созданные экспериментальные условия устраняют возможность
получить сдачу; 2) испытуемые могут счесть, что экспериментатор одобряет агрессию, так как их
пригласили на просмотр фильма со сценами агрессии; 3) из программ зачастую были вырезаны эпизоды, в
них отсутствовал сюжет; 4) просмотр отдельно взятой программы со сценами насилия не вырабатывает
опыт, эквивалентный просмотру разнородной мешанины агрессивных и неагрессивных программ за
длительный период времени (например, в течение детства). С учетом этих критических замечаний был
проведен ряд экспериментов, которые можно было бы назвать третьим поколением экспериментов,
исследующих влияние наблюдения за сценами насилия на развитие агрессивного поведения.
Фаза третья: эксперименты в естественных условиях. В этих исследованиях изучалось, насколько дети
подвержены влиянию реалистического изображения насилия по телевидению (например, в
полнометражных фильмах и телепередачах, в смешанных материалах с насилием и без него) за
сравнительно долгий период от нескольких дней до нескольких десятилетий. Фиксировалось также
фактическое агрессивное поведение в естественных условиях и в столь же широких временных рамках. В
этом разделе мы рассмотрим эксперименты, в которых применялись две слегка различающиеся методики.
Во-первых, обсудим полевые эксперименты, в которых экспериментатор контролирует доступ к агрессии в
масс-медиа, а затем измеряет агрессию, проявляемую в естественных условиях. Во-вторых, обратимся к
корреляционным исследованиям, в которых экспериментатор собирает данные как о частоте просмотра
передач со сценами насилия на телеэкране, так и о типе и частоте проявления агрессии в разнообразных
житейских ситуациях.
В полевом эсперименте, проведенном Лейенсом, Камино, Парке и Берковитцем (Leyens, Camino, Parke &
Berkowitz, 1975), исследователи сначала наблюдали за агрессивным и неагрессивным поведением большого
числа учащихся частной школы-интерната в Бельгии. Через неделю такого ненавязчивого наблюдения
школьники были разделены на две группы в зависимости от места проживания. Затем группам
демонстрировали либо пять фильмов со сценами насилия, либо пять фильмов без сцен насилия; их
показывали пять дней подряд, по одному за вечер. Фильмы резко различались по количеству эпизодов
насилия. Была выдвинута гипотеза, что просмотр фильмов со сценами насилия приведет к возрастанию у
|