Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
могла бы дать. Она будет производить впечатление верной и целомудренной супруги, а
потихоньку, тайком уступит своим желаниям; она будет любящей матерью, но
позаботится о противозачаточных средствах и в случае необходимости прибегнет к
аборту. Официально мужчина порицает таких женщин, таковы правила игры; а тайно, в
глубине души он благодарен одной из них за «ее легкое поведение», другой за то, что она
не рожает. Женщина как секретный агент, которого уничтожают, если он провалился, и
осыпают наградами в случае успеха; она выносит на своих плечах все следствия мужской
безнравственности, аморальности: не только проститутка, любая женщина служит
отхожим местом в этом сияющем начищенном дворце, где живут честные люди
мужчины. И когда женщине говорят о достоинстве, чести, порядочности и других
высоких мужских добродетелях, нужно ли удивляться, что она отказывается это
«проглотить». Женщины откровенно смеются, когда такие вот добродетельные мужчины
упрекают их в корыстолюбии, в склонности ломать комедию, в притворстве, лживости1; а
что им еще остается делать, у них нет никакого другого выхода, им это прекрасно
известно. Мужчина тоже «интересуется» деньгами, успехом, однако всего этого он может
добиться своим трудом; а женщине угото-
1 «И каждая выдает себя за хрупкую, нежную мадемуазель Нитуш, саму невинность,
недотрогу, к этому их привело невольническое прошлое, они должны соблазнять, порою
сами того не желая, и ждут своего часа, у них нет другого орудия спасения, средства к
существованию» (Жюль Лафорг).
692
вана роль паразита, каждый паразит по необходимости эксплуататор; мужчина нужен ей,
чтобы обрести человеческое достоинство, чтобы есть, наслаждаться жизнью, производить
на свет детей; она обеспечивает себя жизненными благами, оказывая сексуальные услуги;
и поскольку ее заключили в рамки этой одной функции, она вся целиком стала объектом
или орудием эксплуатации. Кстати, о лжи, если исключить проституток, то можно сказать,
что между женщиной и ее покровителем и речи нет о честном рыночном обмене. От
мужчины и исходит этот импульс, побуждающий ее притворяться: мужчина хочет, чтобы
она была другой, однако каждый человек, каждое существо, как бы безгранично оно от
себя ни отрекалось, остается субъектом; он же хочет видеть ее только объектом она и
превращает себя в объект; тогда же, когда она ощущает себя человеком, она действует
свободно; в этом ее первородный грех; самая послушная, самая пассивная, она остается
существом мыслящим; и иногда достаточно, чтобы мужчина заметил, что, отдаваясь ему,
она рассматривает и оценивает его, как он тут же чувствует себя одураченным; ведь с
позиции мужчины женщина должна быть лишь приданной ему вещью, его добычей. При
этом от нее, от этой вещи, требуется, чтобы она отдавалась мужчине свободно, охотно; в
постели она должна испытывать удовольствие; в семейной жизни искренне признавать
его превосходство и его заслуги; в момент послушания она должна притворяться, что
независима, в других же случаях, напротив, откровенно разыгрывать комедию
пассивности. Женщина лжет, чтобы удержать мужчину, который обеспечивает ей хлеб
насущный: она устраивает бурные сцены с потоками слез, проявляет неописуемую
любовь, одаривая мужчину своими восторгами и радостями, впадает в состояние крайнего
нервного возбуждения, демонстрируя нервный криз; она лжет также, дабы ускользнуть от
тирании, на которую согласилась по необходимости. Он поощряет в ней притворство,
которое питает его властные наклонности и тщеславие, а она в ответ использует против
него свое умение быть скрытной; таким образом, она берет реванш, доставляющий ей
|