Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
подтверждения реальности этого. «Мой муж никогда не ходит в кино», говорит чья-
нибудь жена, и таким образом некая мужская точка зрения запечатлевается в мраморе
вечности. Однако сам мужчина раб своего мифического двойника: какой нужен труд,
чтобы сотворить этот образ, а ему постоянно грозит опасность! В любом случае он
воздвигнут на своенравной женской свободе; воздвигнут несмотря ни на что; и мужчине
необходимо постоянно поддерживать свое реноме выглядеть, производить впечатление
мужественного, значительного человека, человека высших достоинств; он притворяется,
ломает комедию, и с ним проделывают то же самое; он бывает агрессивен, встревожен,
оза-
796
бочен, неспокоен; если он враждебен по отношению к женщинам, так это из страха перед
ними, и страх этот объясняется боязнью самого себя, того персонажа, с которым он
слился. Сколько же времени, сил расходуется на то, чтобы справиться с комплексами,
превозмочь их, одолеть разного рода сложности, придать поведению благородство и тем
возвыситься, идеализируя свой облик; сколько же энергии тратится на разговоры о
женщинах, на стремление и усилия их соблазнить, привлечь их внимание, обольстить,
наконец на страх перед ними! Да мужчины сами себя освободили бы, дав свободу
женщинам. Но именно этого они страшатся более всего. И они упорствуют, что-то
выдумывают, мистифицируют с единственной целью удержать женщину в ее оковах.
Пусть она пребывает в заблуждении большинство же мужчин видят истинное
положение вещей. «Родиться женщиной какое несчастье! Однако еще большее
несчастье будучи женщиной, не осознавать своей трагедии до конца», говорит
Кь¸ркегор . Между тем с давних пор общество стремится замаскировать это несчастье.
Например, общество рассталось с институтом попечительства: взамен женщина получила
«покровителей», у которых те же права, что и у попечителей в древности, причем
считается, что это в интересах самой женщины. Запрещать ей работать, держать ее дома
значит, оказывается, защищать ее от себя самой, обеспечивать ее счастье. Известно,
сколько поэтического тумана напускается на те монотонные, однообразные нагрузки,
навязанные ей: домашнее хозяйство, материнство; в обмен на свободу ей преподносят в
подарок сомнительные сокровища «женственности». Бальзак прекрасно описывает эту
уловку, он советует мужчинам относиться к женщине как к рабыне и при этом внушать
ей, будто она королева. Менее циничные мужчины стараются и себя самих убедить в том,
что она принадлежит к числу привилегированных. Среди американских социологов есть
те, что сегодня всерьез преподносят теорию «low-class
gain», то есть теорию
«преимуществ низших каст». И во Франции тоже нередко провозглашалось правда, не
в столь научной форме, что рабочим просто повезло, им нет нужды что-либо
«изображать», что-либо «представлять собой»; в таком случае еще больше повезло
клошарам, бродягам, ведь они могут ходить в отрепьях, спать просто на улице, этого
удовольствия, этой радости лишены и граф Бомонт, и несчастные господа из семейства де
Вендель. Этакие беспечные завшивленные голодранцы весело и бодро чешутся от
заедающих их паразитов, радостные негры, заливающиеся смехом под ударами плетей и
хлыстов, развеселые арабы из Суса, с улыбкой на устах закапывающие в землю своих
умерших от голода детей, вот так и женщины наслаждаются жизнью, пользуясь своей
несравненной привилегией: отсутствием обязанности нести ответственность. Не надо
трудиться, нет никаких нагрузок и обязательств, нет забот ей совершенно очевидно
|