Можно ли сказать, что он плохо успевает по всем предметам?
(Эти вопросы раскрывают степень готовности ребенка к школе, особенности его школьной
жизни и его отношение к возникающим проблемам.)
б) Нужна точная информация о домашних условиях, заболеваниях в семье, алкоголизме,
криминальных наклонностях, неврозах, дебильности, сифилисе, эпилепсии, уровне жизни, случаях
смерти в семье с указанием возраста ребенка в это время.
Не сирота ли он?
Кто доминирует в семье?
Является ли воспитание строгим, придирчивым или избаловывающим?
Не боится ли ребенок жизни? Какой надзор за ним осуществляется? Может быть, у ребенка есть
мачеха или отчим?
(Благодаря этим вопросам психотерапевт может оценить семейную ситуацию ребенка и
специфику тех впечатлений, которые он оттуда выносит.)
в) Каково место ребенка в последовательности рождения братьев и сестер? Является ли он
старшим, младшим, единственным ребенком, единственным мальчиком из всех, единственной девочкой
из всех?
Отмечались ли ревность, частый плач, злобный смех, склонность к глухому протесту по
отношению к остальным детям?
(Ответы на эти вопросы значимы для понимания характера ребенка и его отношения к людям
вообще.)
3. Интересы
а) Какие мысли были у ребенка по поводу выбора профессии?
Каковы профессии членов его семьи?
Удачен ли брак его родителей? Что он думает о супружестве?
(Эти вопросы позволяют психотерапевту сделать заключение о том, насколько смело и
уверенно ребенок относится к будущему.)
б) Какие у него любимые игры, литературные произведения, исторические и литературные
герои?
Нравится ли ему портить игру других детей?
Уходит ли он в фантазии? Или у него холодная голова и он отвергает фантазии?
(Эти вопросы позволяют установить, имеются ли у ребенка модели превосходства.)
4. Воспоминания и сновидения
а) Каковы ранние воспоминания ребенка?
Каковы его повторяющиеся или значимые для него сновидения?
Это сны о падении, полете, беспомощности, опоздании на поезд, погоне; о том, что он в плену
или в заточении, или это страшные сны?
(Эти данные помогают обнаружить склонность к изоляции, внутренний призыв к
осторожности, честолюбивые импульсы, тенденции к пассивности и предпочтению определенных
людей.)
5. Поведение, свидетельствующее об утрате смелости и уверенности
а) По отношению к чему ребенок потерял воодушевление?
Чувствует ли он себя пренебрегаемым?
Реагирует ли он на внимание, похвалы?
Есть ли у него какие-либо суеверия?
Старается ли он избегать трудностей?
Пытается ли он пробовать свои силы в разных областях только для того, чтобы потом все
бросить?
Можно ли сказать, что он не уверен в своем будущем?
Верит ли он в дурное влияние наследственности?
Можно ли сказать, что среда систематически лишала его смелости и воодушевления?
Является ли его взгляд на жизнь пессимистическим?
(Ответы на эти вопросы позволяют получить данные о том, потерял ли ребенок уверенность в
себе и не ищет ли выхода в ошибочном направлении.)
б) Есть ли у ребенка какие-либо вредные привычки?
Гримасничает ли он?
Ведет ли он себя глупо, по-детски или смешно?
|