(Ответы на эти вопросы говорят о попытках ребенка привлечь к себе внимание.)
6. Недостаточность органов
а) Наблюдаются ли у ребенка нарушения речи?
Является ли он безобразным, неловким, косолапым? Может быть, ноги у него кривые или Х-
образные, с вывернутыми вовнутрь коленями?
Был ли у него рахит?
Может быть, он плохо развит?
Является ли он слишком приземистым, высоким или маленьким?
Есть ли у него недостатки зрения или слуха?
Не является ли он умственно отсталым?
Не левша ли он?
Храпит ли он по ночам?
Может быть, он отличается особой красотой?
(Эти вопросы затрагивают жизненные трудности, которые обычно переоцениваются
ребенком. Из-за них он может надолго лишиться смелости. Аналогичное неправильное развитие
можно видеть и у очень красивых детей. Они приходят к убеждению, что должны получать от других
все без всяких усилий, и таким образом упускают шанс правильно подготовиться к жизни.)
7. Комплекс (симптом) недостаточности
а) Говорит ли ребенок открыто об отсутствии у себя способностей, «отсутствии таланта» к учебе
в школе? К работе? Или к жизни?
Бывают ли у него мысли о самоубийстве?
Есть ли какая-либо связь во времени между его неудачами и возникновением нарушений
поведения (своеволие, вступление в асоциальную группу)?
Не переоценивает ли он внешний успех?
Является ли он покорным, нетерпимым или бунтарем?
(Ответы на эти вопросы позволяют определить формы выражения утраты смелости и
уверенности в разных областях. Такие признаки часто появляются после того, как попытки ребенка
пробиться вперед привели к разочарованию. Произойти это может не только из-за его собственной
несостоятельности, но и по причине недостаточного понимания со стороны окружающих.)
8. Ценные качества
а) Назовите те области, в которых ваш ребенок является успешным.
(Очень важно, чтобы психотерапевт правильно понял ответ на этот вопрос, так как не
исключено, что интересы, склонности и подготовка ребенка указывают направление,
противоположное направлению его нынешнего развития.)
Можно заметить, что система опроса, предложенная Адлером, представляет собой некое подобие
спирали, в которой психотерапевт, как минимум дважды, возвращается к одним и тем же фактам и
сторонам жизни ребенка, рассматривая их всякий раз под разным углом зрения.
Отметим, что в адлерианской психотерапии для обследования детей применяются также
специальные опросники изучения личностного стиля ребенка. Кроме того, для изучения «органической
семейной конституции» и жизненного стиля ребенка применяются рисуночные и игровые методики,
например методики метафорического общения с детьми.
Методики метафорического общения с детьми
Методики метафорического общения с детьми, или техники взаимного рассказывания историй,
традиционно применяются в психодинамически ориентированной детской психотерапии. По мнению Р.
Гарднера, это эффективные техники для детей пяти лет и старше, особенно если они достаточно
вербально развиты.
Суть этих техник состоит в том, что ребенку предлагают самому придумать и рассказать какую-
нибудь историю с началом, серединой и концом. Слушая историю, психотерапевт анализирует
используемые метафоры и их психологическое значение для ребенка. После того как ребенок закончит
свою историю, психотерапевт рассказывает ему в ответ другую историю, с теми же персонажами и
сходным сюжетом, но с более конструктивным разрешением конфликта в конце истории. Благодаря
тому что в пересказе консультанта персонажи разрешают свои проблемы и конфликты более
адаптированным образом, ребенок в метафорической форме получает новые альтернативные способы
овладения жизнью и миром. Естественно, что для того, чтобы консультант мог понять метафоры
|