Франкл различал две стадии бессмысленности экзистенциальный вакуум и экзистенциальный
невроз. Экзистенциальный вакуум, или экзистенциальная фрустрация, феномен,
характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии, пустоты, цинизма.
Экзистенциальный, или ноогенный невроз, развивается при присоединении к экзистенциальной
фрустрации невротической симптоматики. Он может принимать любую клиническую форму, но его
главная характеристика блокированная воля к смыслу. [Б. Уолман определяет экзистенциальный
невроз как «неспособность найти смысл жизни, чувство, что человеку не для чего жить, не за что
бороться, не на что надеяться... он не может найти цель или направление в жизни, ощущение, что как ни
выдыхайся на работе, вдохновляться нечем» (цит. по: Ялом, 1999, с.
471).] Дилемма современного
человека, утверждал Франкл, состоит в том, что инстинкты не говорят ему, что он должен делать, а
традиция больше не подсказывает, что ему следует делать. Наиболее типичные варианты реагирования
на возникающий экзистенциальный вакуум конформизм и подчинение тоталитарности.
Один из представителей логотерапии, Сальвадор Мадди описал три клинические формы
экзистенциальной патологии.
1. Крусадерство («идеологический авантюризм») выискивание для себя наиболее
престижных и выигрышных дел и погружение в них с головой.
2. Нигилизм активная тотальная склонность дискредитировать деятельность, имеющую
смысл для других. Мадди так описывает нигилиста: «Он проворно докажет, что любовь не
альтруистична, а эгоистична, что филантропия является способом искупить вину, что дети скорее
порочны, чем невинны, что лидеры скорее тщеславны и одержимы желанием власти, чем вдохновлены
великим видением, что труд не продуктивен, а скорее являет собой тонкий покров цивилизации,
скрывающий монстра в каждом из нас» (цит. по: Ялом, 1999, с. 504).
3. Вегетативность крайнее состояние бессмысленности, имеющее широкие когнитивные,
аффективные и поведенческие проявления. Когнитивный компонент состоит в хронической
неспособности поверить в полезность какого-либо жизненного усилия. Аффективный настрой
выражается в умиротворении и скуке, перемежающихся эпизодическими депрессиями. Поведенческая
активность колеблется между средним и низким уровнем, но для нее характерно отсутствие
избирательности поведения: человеку все равно, чем он занят.
Согласно Франклу, непонимание и недооценка значения смысла в жизни человека ведут к тому,
что пациентам со стороны психотерапевтов навязываются упрощенные и конформистские «схемы»
мира, маскируемые под ту или иную метафору психотерапии. Кроме того, применение критериев
«норма-патология» к духовным творениям, а не к личностям их создателей, приводит к вульгаризации,
упрощению и релятивности любых социальных, моральных и нравственных ценностей. «Философская
структура не является просто продуктом больной души ее создателя. У нас нет права выводить из
психической болезни личности, создающей определенное видение мира, то, что ее философия не
является значимой» (цит. по: Руткевич, с. 163).
Соглашаясь с христианской традицией, Франкл утверждает, что существует идеальное царство
истин и ценностей, которое не зависит от субъекта. На них направлено «духовное зрение» человека,
которое не детерминируется ни биологическими, ни социальными, ни психологическими
закономерностями. Внешнее окружение или психическая болезнь могут искажать «сущностное
видение», преувеличивать или преуменьшать значимость той или иной идеи, но они не способны
затронуть ее содержание.
Такой «сверхсмысл» вообще превосходит познавательные способности человека. «Он доступен
скорее для акта свершения, который исходит из глубин и центра человеческой личности и, таким
образом, коренится в тотальной экзистенции. Мы имеем дело не с интеллектуальным или
рациональным процессом, а с целостным экзистенциальным актом, который... я называю базисным
доверием бытию». Тремя основополагающими принципами логотерапии являются свобода воли, воля к
смыслу и смысл жизни.
Свобода воли, считает Франкл, принадлежит к непосредственным данным человеческого опыта.
Ее можно феноменологически описать, но невозможно свести к причинным связям. Благодаря ей, когда
человек «поднимается над плоскостью соматических и психологических детерминант своего
существования... он свободен менять позицию по отношению в этим условиям; он всегда сохраняет
свободу выбирать свою установку и отношение к ним» (цит. по: Руткевич, с. 165), он выходит в
«ноологическое» или «ноэтическое» измерение, образуя вместе с соматическим и психологическим
измерением «антропологическое целое».
Воля к смыслу противопоставляется Франклом «принципу удовольствия» психоанализа и «воле
|