Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 325 
Next page End  

концепцию бессознательного, во многих вопросах они расходились с классической теорией Фрейда.
Так, психоаналитики, находившиеся под влиянием Ш. Ференци, занимались изучением
примитивного опыта любви, одиночества, творчества, интеграции собственного «Я» — явлений, не
вписывающихся в рамки структурной теории. Они, как и другие представители школы объектных
отношений, уделяли внимание не столько тому, какое желание не получило должного обращения в
детстве, или тому, какая стадия была плохо пройдена, или какие защитные реакции Эго доминируют,
сколько тому, каковы были главные объекты в мире ребенка, как он их переживал [Причина, по которой
аналитики проводят различие между действительными объектами и их восприятием детьми, особенно
младенцами, состоит в том, что дети могут неправильно воспринимать важные семейные фигуры и их
мотивацию и сохранить это неправильное восприятие при интернализации. Например, девочка, отец
которой уехал на заработки, когда ей было два года, будет неизбежно считать, что была для него не
очень важна. И напротив, мальчик может рассматривать свою бабушку как чуть ли не святую потому,
что она всегда относилась к нему с теплотой. В то же время бабушка может в действительности
оказаться деструктивной фигурой, действующей исходя из чувства соперничества со своей дочерью,
подрывая расположение ребенка к матери и срывая попытки матери полюбить своего сына. Его
внутренние объекты будут включать в себя любящую бабушку и холодную, отвергающую мать.], как
они и их чувственные аспекты были интернализованы и как их внутренние образы и репрезентации
(представления о них) продолжали существовать в бессознательном взрослого. В традиции объектных
отношений тема эдипова комплекса вырисовывалась не так отчетливо, как другие темы, например
сепарации и индивидуации.
Акцент на доэдиповых стадиях развития, использование понятий интроекции и проекции как
ключевых, а также введение влечения к смерти как клинического понятия образуют основы анализа
Мелани Кляйн, которая является одной из ведущих фигур современного европейского психоанализа
(хотя ее работы оказали сравнительно небольшое влияние на американские направления).
В своих работах 1920-60-х гг. Кляйн писала, что развитие Эго должно рассматриваться не как
прохождение «Я» по стадиям, на которых используются различные психологические защиты, а как
процесс постоянной интроекции и проекции. Так, в первые месяцы жизни ребенок никак не может
отличить свое собственное Эго от окружающего мира. В соответствии с этим, в отличие от зрелого
взрослого человека, рассматривающего свои эмоциональные реакции, вызванные внешними объектами,
как субъективные, ребенок приписывает их внешним объектам. То, что доставляет ему удовольствие,
расценивается им как «хороший объект», а то, что причиняет боль, — как «плохой объект». Таким
образом, первоначально мир ребенка становится населенным хорошими и плохими объектами, от
которых он ожидает по отношению к себе поведения, соответствующего качествам, которые он им
приписал.
Первым объектом ребенка является материнская грудь. Иногда она легко кормит молоком,
полностью удовлетворяя потребности ребенка, а порой дает его мало или не дает вовсе. Для младенца
голод — пугающая ситуация, и не только потому, что кормление чрезвычайно важно для пего, но также
и потому, что «...очень маленький ребенок, не более чем с минимальным пониманием времени, не
способен переносить напряжение; он не располагает знанием, столь утешительным для человеческих
существ постарше, о том, что утрата, фрустрация, боль и дискомфорт обыкновенно всего лишь
временные явления, за которыми последует облегчение. Следовательно, даже самое малое изменение
ситуации (например, менее уютная поза или жмущая одежда, малейшие затруднения при захвате соска
или извлечении молока) превратит приятный удовлетворяющий стимул в неприятный и раздражающий.
Таким образом, ребенок может как любить, так и ненавидеть один и тот же объект в быстрой
последовательности или чередовании, и его любовь и ненависть, вероятно, склонны действовать но
принципу "все или ничего" — здесь нет ограничений и количественных вариаций, присущих
последующей жизни» (цит. по: Браун). Этот тип эмоциональной реакции маленького ребенка («все или
ничего»), а также тот факт, что его эмоции спроецированы во внешний мир, позволяют Кляйн говорить
о том, что, в сущности, тот живет в мире, населенном богами и бесами, — в мире, который порой
кажется небесами, а порой сущим адом (последовательница Кляйн Т. Е. Мани-Кирль полагает, что сами
эти понятия развились из забытых воспоминаний раннего детства). Кипение эмоций, связанных с
завистью к груди, а также ненавистью и яростью, являющимися проявлениями влечения к смерти,
особенно пугающе, поскольку, согласно Джоан Ривьер, находясь в таком состоянии, «...ребенок
испытывает припадки удушья; его глаза ослепляют слезы; уши не воспринимают звуков, глотка
воспаляется; кишечник спазмирует, его обжигают собственные испражнения» (там же).
В связи с тем что в первые месяцы жизни преобладающее значение имеют два биологических
Hosted by uCoz