собственном «Я» (сэлф-репрезентаций), образов самого себя и того, как самоуважение становится
зависимым от внутренних процессов. Понимание пустоты и мучений тех, кто не имеет надежного
Суперэго, заняло свое место рядом с состраданием, которое аналитики уже давно испытывали к тем, чье
Суперэго было чрезмерно жестким.
Этот новый путь осмысления клинического материала обогатил психодинамическую теорию и
практику понятийным аппаратом Сэлф и подтолкнул исследователей к попыткам понять объемы сэлф-
переживаний. Терапевты стали замечать, что даже у тех пациентов, которых нельзя было рассматривать
как явно нарциссических, можно было наблюдать действие механизмов, направленных на поддержание
самоуважения, чувства связанности и непрерывности сэлф-функции, которым ранее не уделялось
большого внимания. Защита была переосмыслена не только как средство против тревоги, вызванной
Ид, Эго и Суперэго, но также как способ поддержания непротиворечивого, позитивного чувства
собственного «Я». Теперь к традиционному пониманию психики и ее отклонений у индивида через
акцентирующие вопросы «Чего боится этот человек?» и «Что он делает в случае испуга?» добавилось
понимание через постановку проблемы «Насколько уязвимо самоуважение этого человека?» и «Что он
делает, когда его самоуважению что-либо угрожает?».
Приведем пример применения категорий сэлф-психологии в клинической диагностике:
предположим, два пациента депрессивны и при этом у них наблюдаются одинаковые вегетативные
проявления, как то: бессонница, нарушение аппетита, заторможенность и т. п. Но они радикально
различаются по своим субъективным переживаниям. Один (на языке традиционного психоанализа с
«меланхолией») ощущает себя плохим в смысле своего морального несовершенства. Он размышляет о
самоубийстве, поскольку полагает, что его существование только обостряет проблемы мира и он лишь
сделает планете одолжение, избавив ее от своего дурного влияния. Другой (с нарциссически
истощенным состоянием психики) ощущает себя не столько аморальным, сколько внутренне пустым,
дефективным, безобразным. Он тоже думает о самоубийстве, но не для того, чтобы улучшить мир, он
не видит в этой жизни смысла. Первый испытывает жгучее чувство вины, второй всеохватывающий
стыд.
Структурный психоанализ Ж. Лакана
Взгляды основоположника структурного психоанализа, французского психиатра и философа
Жака Лакана остаются одними из самых противоречивых и дискуссионных. Его идейным принципом
является девиз «назад к Фрейду». При этом под возвращением подразумеваются оригинальная
переработка первой топики, а также обращение к идеям, связанным с проблемами первичного
нарциссизма и комплекса кастрации. При новом взгляде на эти проблемы психоаналитический фокус
смещается с фрейдовских «телесных напряжений» на Речь.
Человеческую психику, по Лакану, составляют явления реального, воображаемого и
символического порядка (по аналогии с триадой фрейдовской первой топики).
Реальное это самая сокровенная часть психики, всегда ускользающая от образного
представления и словесного описания. Реальное психики настолько непостижимо, что, характеризуя
его, Лакан постоянно употребляет кантовский термин «вещь в себе».
Воображаемое есть индивидуальный вариант восприятия символического порядка,
субъективное представление человека о мире и прежде всего о самом себе. Это то, что, по мнению
Лакана, роднит человеческую психику с психикой животных, поведение которых регулируется
целостными образами (гештальтами).
Человек в своем онтогенезе подпадает под власть образов в возрасте между 6 и 18 месяцами, на
так называемой «стадии зеркала» (stade de miroir),
когда ребенок начинает узнавать себя в зеркале и
откликаться на свое имя. Как считает Лакан, в это время ребенок ощущает себя внутренне
распадающимся на части, неравным себе в разные моменты времени, а окружающие предлагают ему
соблазнительный единый и «объективный» образ его Я, образ, накрепко привязанный к его телу. И
окружающие, «другие», убеждают ребенка согласиться с ними, поощряют его принять это
представление о целостности Я и о его тождественности самому себе во все моменты жизни. Ярким
примером этого процесса является узнавание себя в зеркале: «Беспомощный младенец, неспособный к
координации движений, предвосхищает в своем воображении целостное восприятие своего тела и
овладение им. Этот единый образ достигается посредством отождествления с образом себе подобного
как целостной формой; конкретный опыт такого построения единого образа восприятие ребенком
своего отражения в зеркале» (здесь и далее цит. по: Качалов). Но этот момент радостного узнавания
|