неполноценности у невротика, этиологически соответствующее, по Адлеру, неполноценности какого-
нибудь органа, дает повод к вспомогательной конструкции, то есть именно к компенсации, которая
состоит в создании фикции, уравновешивающей неполноценность. Фикция, или «фиктивная линия
поведения», есть психологическая система, стремящаяся к превращению неполноценности в
сверхценность. Важным и характерным моментом теории Адлера является эта наличность
компенсирующей функции в области психологических процессов, существование которой эмпирически
нельзя отрицать. Она соответствует сходной функции в физиологической области, а именно
саморегуляции живого организма.
Тогда как Адлер сводит свое понятие компенсации к уравновешиванию чувства
неполноценности, я представляю понятие компенсации вообще как функциональное уравновешивание,
как саморегулирование психического аппарата. В этом смысле я понимаю деятельность
бессознательного (см.) как уравновешивание той односторонности в общей установке, которая создается
функцией сознания. Психологи охотно сравнивают сознание с глазом; говорят о поле зрения и о точке
зрения в сознании. Это сравнение очень метко характеризует сущность функции сознания: лишь
немногие содержания могут одновременно достигать высшей степени сознательности, и лишь
ограниченное число содержаний может находиться одновременно в поле сознания. Деятельность
сознания есть деятельность селективная, выбирающая. А выбор требует направления. Направление же
требует исключения всего иррелевантного (несопринадлежащего).
Отсюда в каждом данном случае
должна возникать известная односторонность в ориентировании сознания. Содержания, исключенные
намеченным направлением и задержанные, вытесняются сначала в бессознательное, но благодаря своей
действенной наличности они образуют все же противовес сознательному ориентированию, который
усиливается от возрастания сознательной односторонности и наконец приводит к заметной
напряженности. Эта напряженность обозначает известную задержку (Hemmung) в сознательной
деятельности, которую, однако, вначале можно преодолеть повышенным сознательным усилием. Но с
течением времени напряженность настолько возрастает, что задержанные бессознательные содержания
все же сообщаются сознанию, притом через сновидения и свободно возникающие образы. Чем больше
односторонность сознательной установки, тем противоположней бывают содержания, возникающие из
бессознательного, так что можно говорить о настоящем контрасте между сознанием и бессознательным.
В этом случае компенсация принимает форму контрастирующей функции. Это, конечно, крайний
случай. Обыкновенно же компенсация через бессознательное бывает не контрастом, а уравновешением
или восполнением сознательной ориентировки. Бессознательное выявляет, например, в сновидении все
те содержания, подходящие к сознательной ситуации, но задержанные сознательным выбором,
познание которых было бы безусловно необходимо сознанию для полного приспособления.
В нормальном состоянии компенсация бессознательна, то есть она воздействует на сознательную
деятельность, регулируя ее бессознательно. Но при неврозе бессознательное вступает в столь сильный
контраст с сознанием, что процесс компенсации нарушается. Поэтому аналитическое лечение стремится
к тому, чтобы ввести в сознание бессознательные содержания, чтобы этим способом вновь
восстановить компенсацию.
31. Комплекс власти
(Machtkomplex). Комплексом власти я называю весь сложный состав тех
представлений и стремлений, которые имеют тенденцию поставить эго над другими влияниями и
подчинить ему эти последние, независимо от того, идут ли эти влияния от людей и отношений или же
от собственных субъективных влечений, чувств и мыслей.
32. Конкретизм. Под понятием конкретизма я разумею определенную особенность мышления и
чувства, составляющую противоположность абстракции (см.). Конкретный
значит, собственно
говоря, «сросшийся». Конкретно мыслимое понятие есть понятие, которое представляют как сросшееся
или слившееся. Такое понятие не абстрактно, не обособлено и не мыслится само по себе, но отнесено и
смешано. Это не дифференцированное понятие оно еще застряло в чувственно опосредованном
созерцательном материале. Конкретное (concretistic) мышление (см.) вращается исключительно среди
конкретных понятий и объектов перцепции, и оно постоянно взаимодействует с ощущением (см.).
Точно так же как и конкретное (concretistic), чувство (см.) никогда не бывает свободно от своего
сенсорного контекста.
Примитивное мышление и чувство исключительно конкретны и всегда соотнесены с ощущением.
|