Мысль примитивного человека не имеет обособленной самостоятельности, но прилепляется к
материальному явлению. Самое большее, куда она поднимается, это уровень аналогии. Точно так же и
примитивное чувство всегда отнесено к материальному явлению. Мышление и чувство основаны на
ощущении и лишь немного отличаются от него. Поэтому конкретизм является и архаизмом (см.).
Магическое влияние фетиша переживается не как субъективное состояние чувства, а ощущается как
магическое воздействие извне. Это есть конкретизм чувства. Примитивный человек не испытывает
мысль о божестве как субъективное содержание, для него священное дерево есть жилище божества или
даже само божество. Это есть конкретизм мышления. У культурного человека конкретизм мышления
состоит, например, в неспособности мыслить что-нибудь иное, кроме чувственно опосредованных
фактов, обладающих непосредственной созерцаемостью, или же в неспособности отличать
субъективное чувство от ощущаемого объекта.
Конкретизм есть понятие, подчиненное более общему понятию мистическое соучастие (см.).
Подобно тому как мистическое соучастие является смешением индивида с внешними объектами, так
конкретизм представляет собой смешение мышления и чувства с ощущением. Конкретизм требует,
чтобы предмет мышления и чувства был всегда в то же время и предметом ощущения. Это смешение
мешает дифференциации мышления и чувства и удерживает обе эти функции в сфере ощущения, то есть
в сфере чувственной отнесенности, вследствие этого они никогда и не могут развиться до состояния
чистых функций, но всегда остаются в сопровождении ощущений. Отсюда возникает преобладание
фактора ощущения в психологической ориентировке. (О значении этого фактора см. ощущение)
Отрицательная сторона конкретизма состоит в прикрепленности функции к ощущению. Так как
ощущение есть восприятие физиологических раздражений, то конкретизм или удерживает функцию в
сенсорной сфере, или постоянно приводит ее обратно туда. Этим создается прикрепленность
психологических функций к органам чувств, мешающая психической самостоятельности индивида,
поскольку отдается преимущество фактам, поставляемым органами чувств. Правда, такая ориентация
имеет и свою ценность в смысле признания фактов, но не в смысле их истолкования и их отношения к
индивиду. Конкретизм ведет к преобладающему значению фактов и тем самым к подавлению
индивидуальности и ее свободы в пользу объективного процесса. Но так как индивид определен не
только физиологическими раздражениями, а и другими факторами, которые бывают иногда
противоположны внешнему факту, то конкретизм вызывает проекцию этих внутренних факторов во
внешний факт и тем самым, так сказать, суеверное переоценивание голых фактов, совершенно так, как у
первобытного человека. Хорошим примером может послужить конкретизм чувства у Ницше, а именно
чрезмерная переоценка им диеты, а также материализм Молешота («Человек есть то, что он ест»). Как
пример суеверной переоценки фактов можно назвать также гипостазирование понятия энергии в
монизме Оствальда.
33. Конструктивное. Этим понятием я пользуюсь приблизительно в том же смысле, как и
понятием синтетического, и как бы для пояснения этого последнего. Конструктивный значит
«построяющий». Я употребляю термины «конструктивный» и «синтетический» для обозначения метода,
противоположного методу редуктивному. /46; 110- V.7. P.121 ff/ Конструктивный метод применяется в
обработке продуктов бессознательного (сновидений, фантазий). Он исходит от продукта
бессознательного как от символического выражения (см. символ),
которое в порядке предвосхищения
изображает этап психологического развития. /111/ В этом смысле Мэдер говорит об особой
проспективной функции бессознательного, которое, как бы играя, предвосхищает будущее
психологическое развитие. /112- S.647-686/ Адлер тоже признает предвосхищающую функцию
бессознательного. /107/ Одно несомненно: рассматривать бессознательный продукт только как нечто
ставшее, как конечный результат, было бы весьма односторонне ведь тогда пришлось бы отрицать за
ним всякий целесообразный смысл. Даже Фрейд признает за сновидением телеологическое значение,
по крайней мере в качестве «блюстителя сна», /113/ тогда как проспективная функция, в сущности,
ограничивается, по его мнению, выражением «желаний». Однако нельзя отрицать априори
целесообразность бессознательных тенденций, хотя бы ввиду аналогии с другими психологическими и
физиологическими функциями. Поэтому мы понимаем продукт бессознательного как выражение,
ориентированное на какую-нибудь цель или задание, но характеризующее точку направления на
символическом языке. [/114- S.149 ff/ Этот автор выражается приблизительно так же при формулировке
|