анагогического значения (Зильберер называет так герметико-религиозное толкование фантазий)]
Согласно такому пониманию, конструктивный метод толкования не занимается источниками и
исходными материалами, лежащими в основе бессознательного продукта, но стремится свести
символический продукт к общему и понятному выражению. И возникающие по наитию «свободные
ассоциации» к бессознательному продукту рассматриваются тогда в отношении их целевой
направленности, а не в отношении их происхождения. Они рассматриваются под углом зрения
будущего действия или бездействия при этом заботливо принимается во внимание их отношение к
состоянию сознания, потому что деятельность бессознательного, согласно компенсационному
пониманию бессознательного, имеет, главным образом, уравновешивающее и дополняющее значение
для состояния сознания. Так как здесь дело идет о предвосхищающем ориентировании, то
действительное отношение к объекту принимается гораздо меньше во внимание, чем при редуктивном
приеме, который занимается отношениями к объекту, действительно имевшими место. Тут же,
напротив, речь идет о субъективной установке (см.), в которой объект сначала имеет значение лишь
знака, указывающего на тенденции субъекта. Поэтому задача конструктивного метода состоит в
установлении такого смысла бессознательного продукта, который имеет отношение к будущей установке
субъекта. Так как бессознательное, по общему правилу, может создавать лишь символические
выражения, то конструктивный метод служит именно для такого разъяснения символически
выраженного смысла, которое давало бы сознательной ориентировке верное указание, помогающее
субъекту установить необходимое для его деятельности единение с бессознательным.
Подобно тому как ни один психологический метод толкования не основывается только на
ассоциативном материале анализанда, так и конструктивная точка зрения пользуется некоторыми
сравнительными материалами. Как редуктивное толкование пользуется для сравнения известными
представлениями из области биологии, физиологии, фольклора, литературы и проч., так и
конструктивное рассмотрение проблемы мышления вынуждено пользоваться философскими
параллелями, а рассмотрение проблемы интуиции параллелями мифологическими и религиозно-
историческими.
Конструктивный метод по необходимости индивидуален,
потому что будущая коллективная
установка развивается только через индивида. В противоположность этому редуктивный метод
коллективен, потому что он ведет от индивидуального случая назад, к общим основным установкам или
фактам. Конструктивный метод может быть применен и самим субъектом непосредственно к его
субъективному материалу. В таком случае он является интуитивным методом, примененным к
разработке общего смысла какого-нибудь из продуктов бессознательного. Такая обработка происходит
путем ассоциативного (не активно апперцептивного, см. апперцепция)
привлечения и сопоставления
дальнейшего материала, настолько обогащающего и углубляющего символическое выражение
бессознательного (например, сновидение), что такое выражение достигает той ясности, которая делает
возможным сознательное понимание. Через это обогащение символическое выражение вплетается в
более общие связи и тем самым ассимилируется.
34. Либидо. Под либидо я понимаю психическую энергию. /29/ Психическая энергия есть
интенсивность психического процесса, его психологическая ценность.
Под этим не следует понимать
какую-нибудь приписанную ценность морального, эстетического или интеллектуального характера;
но данная психологическая ценность просто определяется по ее детерминирующей силе, которая
проявляется в определенных психических действиях («достижениях»). Но, говоря о либидо, я имею в
виду не какую-то психическую силу, что нередко, по недоразумению, прописывалось мне моими
критиками. Я не гипостазирую понятия энергии, а пользуюсь им как понятием для обозначения
интенсивностей или ценностей. Вопрос о том, существует или не существует особенная психическая
сила, не имеет ничего общего с понятием либидо. Я нередко пользуюсь термином «либидо» вперемежку
с термином «энергия». Основания, по которым я называю психическую энергию «либидо», подробно
изложены мной в моих трудах, указанных в сносках.
35. Мистическое соучастие (Participation mystique). Этот термин введен Леви-Брюлем. /115/ Под
ним следует разуметь особого рода связанность с объектом. Она состоит в том, что субъект не в
состоянии ясно отличить себя от объекта, что можно назвать частичным тождеством. Это тождество
основано на априорном единстве объекта и субъекта. Поэтому «participation mystique» является остатком
|