безусловного». Мысль Ансельма заключается в том, что имеющееся в нашем интеллекте понятие о
превысшем существе влечет за собой и качественность существования (non potest esse in intellectu solo). Из
этого он выводит: «Итак, существует нечто более великое, нежели все, что можно себе представить;
также нельзя себе представить, чтобы это великое нечто не существовало вовсе; и это Ты, Бог наш».
Логическая несостоятельность онтологического аргумента столь очевидна, что приходится искать
психологических объяснений тех причин, по которым такой ум, как ум Ансельма, мог прибегнуть к
такой аргументации. Ближайшую причину тому следует искать в общей психологической
предрасположенности реализма вообще, а именно в том факте, что есть на свете известный класс
людей, а согласно духу времени, и целые группы людей, которые ставят ценностный акцент на идее; в
таком случае на долю идеи приходится более высокая реальная, то есть жизненная, ценность, нежели на
долю действительности отдельных вещей. Представители такого воззрения не могут даже и допустить,
чтобы то, что для них наиболее значительно и ценно, не существовало бы и в действительности. Ведь
они обладают несомненнейшим доказательством действенности идеи, потому что вся их жизнь, все их
мышление и чувство всецело ориентированы такой реалистической точкой зрения. Невидимость идеи
ничего не значит рядом с ее несомненной действенностью,
которая уже сама по себе есть
действительность. У таких людей понятие действительности идейное, а не сенсуалистическое.
Современник Ансельма и его противник Гаунилон выступил с опровержением этого положения,
ссылаясь при этом на то, что столь распространенное представление о блаженном, идеальном острове
(вроде страны феаков или феакян Гомер. Одиссея, песнь VIII) вовсе еще не доказывает его
действительного существования. Разумность такого возражения слишком очевидна. В течение целых
столетий выставлялось немало точно таких же или сходных возражений, но это ничуть не помешало
тому, что онтологический аргумент не вымер и до последних времен и даже в XIX веке имел еще своих
представителей в лице Гегеля, Фихте и Лотце. Такие противоречия нельзя приписать чрезмерному
недостатку логики или полному ослеплению с той или другой стороны. Это было бы нелепо и пошло.
Нет, перед нами психологические различия, захватывающие самые глубины, и эти различия надо раз и
навсегда признать и всегда иметь в виду. Предположение, что существует одна лишь психология или
один лишь психологический основной принцип, такое предположение является невыносимой
тиранией лженаучного предрассудка о нормальном человеке. Постоянно говорят об «определенном»
человеке и о его «психологии», которая во всех случаях и всегда «не что иное, как именно то». Точно так
же постоянно говорят об определенной действительности, как будто бы существует только одна-
единственная действительность. Действительность есть то, что действует в человеческой душе, а вовсе
не то, что некоторые люди признали «действенным» и с такой предвзятой точки зрения обобщили как
«действительность». И если даже поступают при этом по всем правилам науки, все-таки никогда не
следует забывать, что наука не есть сумма всей жизни, она лишь одна из психологических установок,
лишь одна из форм человеческого мышления.
Онтологический аргумент не есть ни аргумент, ни доказательство, а лишь психологическое
констатирование того факта, что на свете существует известный класс людей, для которых какая-либо
определенная идея является действенной и действительной, то есть действительностью, сходной с
таковой воспринимаемого мира. Сенсуалист отстаивает достоверность своей «реальности», а человек
идеи утверждает достоверность своей психологической действительности. Психология должна принять
факт существования этих двух (или нескольких) типов и во всяком случае никогда не принимать один из
типов как недоразумение другого; пусть психология никогда не делает серьезной попытки сводить один
тип на другой, словно всякое инобытие есть не что иное, как функция все одного и того же. Но это
отнюдь не уничтожает испытанного научного принципа: principia explicandi praeter necessitatem non sunt
multiplicanda. Необходимы именно различные принципы психологического объяснения. Помимо всего
вышесказанного в пользу такого предположения нас должен был бы убедить еще и следующий
знаменательный факт: несмотря на то, что Кант, казалось бы, основательно покончил с онтологическим
аргументом, целый ряд философов после Канта снова взялись за этот аргумент. И оказалось, что и в
наше время мы так же далеки или, вернее сказать, еще дальше от примирения пар
противоположностей, как идеализм и реализм, спиритуализм и материализм, включая и все побочные
вопросы, нежели то было в первые
периоды Средневековья, когда было по крайней мере одно общее
миросозерцание.
|