другой стороны, поскольку либидо поддается распоряжению. Либидо, заключенное во влечениях, лишь
до известной степени поддается свободному распоряжению, то есть ровно настолько, насколько хватает
силы воли; сила же воли представляет именно тот запас энергии, которым «свободно» располагает наше
эго. Именно самость является в данном случае возможной целью воли. Эта цель тем осуществимее, чем
сильнее конфликт тормозит всякое дальнейшее развитие. В таком случае воля делает решающий выбор
не между противоположностями, а только в пользу самости, то есть имеющаяся в распоряжении энергия
переводится обратно на самость, иными словами, она интровертируется. Интроверсия означает только,
что либидо удерживается при самости субъекта и ей не позволяется принимать участие в борьбе
противоположностей. Так как путь для выявления наружу ей прегражден, то она, естественно,
обращается к мышлению, вследствие чего для нее вновь возникает опасность запутаться в конфликте.
Акт различения и интроверсии требует, чтобы имеющееся в распоряжении либидо отрешалось не
только от внешнего объекта, но и от объекта внутреннего, то есть от мысли. Вследствие этого либидо
освобождается от всякого объекта, теряет всякую отнесенность к какому бы то ни было содержанию
сознания и погружается в область бессознательного, где она автоматически схватывает лежащий
наготове материал фантазии, побуждая его тем самым всплыть на поверхность.
Шиллер называет символ «живым образом» (живой формой), и выбор этого выражения удачен,
потому что поднятый на поверхность материал фантазии содержит в себе картины психологического
развития индивида в его последующих состояниях, являясь известного рода предначертанием или
описанием дальнейшего пути между противоположностями. Хотя дискриминирующая деятельность
сознания часто умеет понять лишь немногое в этих картинах, однако эти интуиции все-таки заключают
в себе живую силу, которая может определяюще воздействовать на волю. Определение воли действует
как в ту, так и в другую сторону, а это через некоторое время вновь ведет к усилению
противоположностей. Возникший снова конфликт вновь заставляет человека проделать
вышеописанный процесс, причем каждый раз становится возможным дальнейший шаг вперед. Эту
функцию посредничества между противоположностями я назвал трансцендентной функцией; под этим
я ничего таинственного не разумею: это не что иное, как функция сознательных и бессознательных
элементов или то, что в математике называется общей функцией реальных и воображаемых величин. [Я
должен указать на то, что в настоящем труде я описываю эту функцию только в принципе. В моих
работах «Строение бессознательного» и «Психология бессознательных процессов» читатель найдет
дальнейшие соображения для разъяснения этой столь сложной проблемы, при разрешении которой
основное значение принадлежит самому способу восприятия бессознательных материалов. /1/]
Кроме воли значение которой этим отнюдь не отрицается мы обладаем еще творческой
фантазией, той иррациональной, инстинктивной функцией, которая только и может придать воле
содержание, способное примирить противоположности. Эту-то функцию Шиллер и постиг интуитивно,
как источник символа; но он назвал ее «влечением к игре» и этим сделал невозможным использование
для дальнейшей мотивации воли. Для того чтобы дать воле содержание, он прибегнул к разуму и
благодаря этому очутился на одной из сторон. Однако он удивительно близко подходит к нашей
проблеме, когда говорит: «Итак, эта сила ощущения должна быть уничтожена, прежде чем закон (то есть
разумная воля) заступит место ощущения. Недостаточно того, чтобы началось нечто, чего раньше не
было. Человек не может непосредственно перейти от ощущения к мышлению; он должен сделать шаг
назад, ибо только через уничтожение известной определенности может вступить в действие
противоположная. Итак, он должен мгновенно освободиться от всякого определения и пройти через
состояние простой определяемости. Ему необходимо в известном смысле вернуться к тому
отрицательному состоянию простой неопределенности, в котором он находился в то время, когда ничто
еще не влияло на его ощущение. Это состояние было лишено всякого содержания, и теперь необходимо
соединить такую же неопределенность и такую же безграничную определимость с наивозможно
большим содержанием, ибо непосредственно из этого состояния должно возникнуть нечто
положительное. Определение, которое человек получает через ощущение, должно быть удержано, ибо
он не должен терять реальность, но вместе с тем оно должно быть устранено, поскольку оно заключает в
себе ограничение, ибо должна наступить неограниченная определяемость».
Это малопонятное место может быть без труда понято на основании всего вышесказанного; не
следует только упускать из виду, что Шиллер постоянно склонен обращаться за разрешением проблемы к
|